25 000 км без замены? Испытание моторного масла Mobil Delvac 1 LE 5W-30
Столичный перевозчик New Moscow Bus поделился с «Автопарком» опытом продления маслосменного интервала в газовых автобусах Yutong. Основным критерием для внесения изменений в график сервисных работ послужила программа мониторинга масла MSLA компании ExxonMobil.
Режим самоизоляции не лучшим образом повлиял на работу транспортной системы городских агломераций. Падение объемов пассажирских перевозок и как следствие сокращение выручки сказывается на толщине инвестиционных портфелей отдельных компаний и заставляет пересматривать объемы финансирования запланированных ранее проектов. Ситуация вынуждает операторов жить сегодняшним днем. Некоторые компании уходят с рынка, а те, кто остался, заняты поиском резервов для оптимизации расходов.
В наиболее выгодном положении оказались перевозчики, владеющие парком газомоторного транспорта. Голубое топливо позволяет существенно экономить на заправках: кубометр метана стоит 15–16 рублей, а эквивалентный ему литр дизельного топлива — 45–47 рублей. Трехкратная выгода! Правда, только на бумаге. А в реальной эксплуатации операторам нужно учитывать другие затраты. Техобслуживание метановых автобусов дороже дизельных аналогов. Да и специализированные СТО газомоторному транспорту предписано посещать чаще обычного. Например, для газового Yutong ZK6118 компания-производитель установила интервал замены моторного масла 12 тыс. км. Для сравнения: у дизельного автобуса в режиме интенсивной городской эксплуатации масло в двигателе меняют каждые 20 тыс. км. Разница не в пользу метана!
Впрочем, у автобренда есть свой резон на уменьшение межсервисного интервала — он страхует себя от непредвиденных проблем. И правильно делает. Не зная конкретных условий эксплуатации ТС, нужно предусмотреть самые жесткие — с максимальным пассажиропотоком, плотным трафиком, где двигатель большую часть времени работает в режиме старт-стоп. В расчете именно на такие условия производитель оборудования выдает собственную рекомендацию по маслам и специальным жидкостям, рассчитывая обеспечить надежную работу и защиту всех компонентов силовой установки. Для автобуса Yutong ZK6118 таким продуктом является моторное масло Mobil Delvac CNG/LNG 15W-40, которое официально одобрено китайским производителем для России.
Разумеется, у автовладельца, эксплуатирующего технику с пробегом, всегда есть право самостоятельного назначения интервала замены масла. Кому, как не ему, оценивать конкретные обстоятельства. Тем более что сегодня на рынке имеется широкий выбор моторных масел серии Longlife с увеличенным сроком службы.
Инженеры New Moscow Bus подошли к вопросам технической эксплуатации комплексно и обратились за консультацией в компанию ExxonMobil, заявив желание поучаствовать в сервисной программе Mobil Serv Lubricant Analysis (MSLA). Предусмотренные этой программой регулярные анализы работающего масла позволяют определять текущее состояние двигателей в режиме эксплуатации и контролировать тенденции износа их компонентов, в том числе в случае их вероятного возникновения, выявлять неисправности на ранних стадиях, влияющие на эксплуатационные характеристики двигателя, а также определять и контролировать степень загрязнения. Взятые пробы проверяются по множеству параметров, в том числе кинематической вязкости, механическим примесям, кислотному и щелочному числу, уровню нитрации, содержанию частиц сажи, воды.
Конечная цель испытаний — определение возможности продления интервала замены до 25 тыс. км. Экономисты пассажирского автопредприятия уже подсчитали, что выход на новый интервал обеспечит снижение затрат на обслуживание техники на 67 %.
По рекомендации ExxonMobil перевозчик использует в газовых «Ютонгах» всесезонное синтетическое масло Mobil Delvac 1 LE 5W-30 (API CJ-4/SN; АСЕА Е4), работающее в наиболее широком диапазоне температур и уменьшающее риск масляного голодания на трущихся поверхностях шатунно-поршневой группы при холодном пуске. У специалистов ExxonMobil имеются все основания для такой рекомендации — выше-упомянутый продукт имеет одобрение MAN M 3677/3477/3575/3271‑1, что подразумевает увеличенный интервал замены, адаптацию к тяжелым нагрузкам, а главное — возможность использования масла в моторах, работающих на природном газе.
Еще одним важным плюсом моторного масла Mobil Delvac 1 LE 5W-30 является его универсальность в плане применения для смешанных парков. Согласитесь, ведь уменьшение складской номенклатуры — это тоже немалая экономия.
По результатам полевых испытаний New Moscow Bus планирует получить официальный допуск Yuchai (производитель газового мотора). Для этого необходимо продолжать эксперимент и наработать более весомую подтверждающую базу. Подобных экспериментов с синтетическим моторным маслом ExxonMobil в России ранее не проводил.
Дмитрий Торговкин,
руководитель отдела смазочных материалов для коммерческого транспорта и строительной техники ООО «Ойл-Форби», официальный дистрибьютор Mobil
Поскольку масло Mobil Delvac 1 LE 5W-30 обновилось с февраля 2020 года, оно стало еще более передовым и высокотехнологичным. Наша цель — достигнуть интервала замены в 30 000 км, и она вполне реалистична. Клиент ценит универсальность масла, ведь парк техники смешанный, а новая спецификация АСЕА Е4 позволяет его применять в широком перечне техники, включая дизельные автобусы более раннего выпуска (без DPF), современные Mercedes-Benz Sprinter с DPF и газовые автобусы. Уникальность масла — в его универсальности. Его можно применять как в технике более ранних годов выпуска, так и в самой современной технике экологического класса Евро-5 и Евро-6.
Алексей Муралев,
ведущий инженер ООО «Мобил Ойл Лубрикантс» (ExxonMobil)
Особое внимание в маслах для газовых двигателей уделяется стойкости продукта к окислению и нитрации (деградации), поскольку двигатели с искровым зажиганием работают при более высоких температурах. В плане эксплуатации газомоторной техники мы рекомендуем соблюдать рекомендации производителя оборудования. Для двигателей городских автобусов особенно важно обеспечить достаточный прогрев перед рейсом в зимнее время. Это связано с тем, что при сгорании газа образуется больше воды. Что касается выбора класса вязкости моторного масла, эти рекомендации дает производитель двигателя, с учетом конструкции силового агрегата и условий эксплуатации. Например, компания Cummins для своих двигателей прописывает несколько вариантов вязкостей в зависимости от температуры окружающей среды. Хочу добавить, что Mobil Delvac 1 LE 5W-30 является синтетическим всесезонным продуктом, поэтому рассчитано на эксплуатацию в широком диапазоне температур.
Вячеслав Савельев,
контролер ОТК компании New Moscow Bus
Из имеющегося автопарка New Moscow Bus для проекта были выбраны шесть газовых автобусов Yutong ZK6118HGA c пробегом более 100 тыс. км. Все машины эксплуатируются в городе и используются для доставки сотрудников в офисы и на предприятия. Ежедневный пробег каждого автобуса — 150 км. Газовые «Ютонги» проходят плановое обслуживание на нашей собственной СТО. Здесь же на базе производим отбор проб масла. Утвержденная программа испытаний включает нулевую пробу сразу после 20–30 минут работы двигателя на холостом ходу, после заправки свежего моторного масла. Затем берутся еще четыре пробы по пробегу — с интервалом около 5 тыс. км. Мониторинг показывает, что синтетическое масло остается работоспособным при пробегах более 20 тыс. км в тяжелых условиях эксплуатации.
Михаил Ожерельев, «Автопарк»
фото автора