Тест на доверие: анализ масел 5W-40

Фото Тест на доверие: анализ масел 5W-40

Сравниваем отечественное моторное масло 5W-40 с импортным от брендов, продолжающих официально работать на российском рынке.

Год назад мы провели масштабный ресурсный тест моторных масел. По его результатам оказалось, что недорогое масло Rolf GT, выпуск которого локализован в России на блендинговой площадке UPEC в Калужской области, по всем показателям не хуже, чем аналоги той же вязкости и класса от Castrol, Shell, Motul и Total. А местами даже лучше.

Тогда мы, скорее всего, купили импортные масла еще из официальных поставок. Их имелись изрядные запасы, а «альтернативный» ввоз еще не заработал в полную силу. Сейчас ни в какие «остатки» верить уже нельзя, зато по «серому» импорту везут почти все привычные нам масла. Вот только доверять им сложнее: официальных поставщиков – нет, проверка подлинности не работает. Да и цены пугают.

Разумнее выбирать из тех марок, которые остались на нашем рынке. С одной стороны, это отечественные марки масел. У них и цены самые привлекательные, и шансы нарваться на подделку, покупая через фирменные каналы продаж, минимальные. С другой стороны, есть и зарубежные компании, продолжающие работу. Стоимость выше, но российский автомобилист как-то привык больше доверять импортному. Этот стереотип о качестве мы и решили проверить, заказав экспертизу нескольких моторных масел в аккредитованной независимой лаборатории МИЦ ГСМ.

Для анализа выбрали масла широко востребованной вязкости 5W‑40 класса А3/В4 по ACEA. Они подходят большинству иномарок, а также многим отечественным моделям. Эти же масла закрывают потребности более старых моторов, для которых рекомендован класс А3/В3.

Честь отечественной индустрии защищает Sintec Premium 9000 (от 2450 рублей за 4 л на момент покупки). Компания из Обнинска недавно провела ребрендинг и обновила дизайн канистр и этикеток, пересмотрела подход к названию продуктов, декларируя европейское качество за российские деньги. Желание проверить смелое заявление и сравнить российское масло с импортом и стало причиной выбора именно Sintec в качестве отечественного продукта.

Корейские компании продолжают работать в нашей стране, поэтому участников сразу двое: Kixx G1 (3540 рублей) и ZIC X7 (3000 рублей). Из новых имен – Lubrex Velocity Nano Plus (2900 рублей) из ОАЭ. Пятым стало масло Bardahl XTС (самое дорогое, 3600 рублей). Компания американская, однако масло на наш рынок по-прежнему поставляется.

Для проведения полного комплекса исследований необходимо 2,6 л масла. Сдаем его в лабораторию, разлив в специальную тару и обезличив, только с наклейкой с порядковым номером.
Для проведения полного комплекса исследований необходимо 2,6 л масла. Сдаем его в лабораторию, разлив в специальную тару и обезличив, только с наклейкой с порядковым номером.

Для проведения полного комплекса исследований необходимо 2,6 л масла. Сдаем его в лабораторию, разлив в специальную тару и обезличив, только с наклейкой с порядковым номером.

Все канистры куплены в проверенных местах. Четыре не вызвали никаких нареканий. Bardahl заставил засомневаться: не подделка ли? Уж слишком неопрятно выглядят наклейки с обеих сторон, видеть такое на фирменном продукте странно. Забегая вперед скажем, что масло оказалось оригинальным. Возможно, просто у конкретно взятой канистры была сложная судьба при транспортировке и хранении.

Индикаторы износа и состав присадок

Значения индикаторов износа – нулевые. И это хорошо. Мы проверяли масла прямо из заводских канистр, а указанные металлы появляются в составе как продукты износа двигателя в процессе работы.

Исключение – молибден, который используется в качестве модификатора трения. Обратите внимание на его минимальное содержание в масле Kixx, хотя этот параметр и не нормирован. В тесте годичной давности те же 2 мг/кг были в маслах Motul и Total, выступивших в ресурсных испытаниях на одном уровне с конкурентами.

Важная ремарка: сам по себе состав присадок в свежем масле ни о чем не говорит. Рабочие характеристики раскроются только в процессе эксплуатации, а делать выводы по цифрам из «нулевого» анализа преждевременно.

Индикаторы износа

ед. изм.

Bardahl

Kixx

Lubrex

Sintec

ZIC

Железо

мг/кг

0

1

0

0

1

Хром

мг/кг

0

0

0

0

0

Олово

мг/кг

0

0

0

0

0

Алюминий

мг/кг

0

0

0

0

0

Никель

мг/кг

0

0

0

0

0

Медь

мг/кг

0

0

0

0

0

Свинец

мг/кг

0

0

0

0

0

Молибден

мг/кг

127

2

24

51

83

Присадки

Кальций

мг/кг

3469

3777

3397

2948

1391

Магний

мг/кг

23

28

13

25

1333

Цинк

мг/кг

1350

1112

970

868

1147

Фосфор

мг/кг

1186

979

820

754

987

Барий

мг/кг

0

0

0

0

0

Бор

мг/кг

51

1

1

0

108

Протоколы испытаний моторных масел в МИЦ ГСМ

Все проверенные масла получили положительную оценку от экспертов лаборатории, но только Sintec и Bardahl сдали тест без замечаний. К остальным образцам возникли вопросы.

Kixx показал динамическую вязкость CCS ближе к верхнему пределу (6250 мПа·с при допустимом максимуме 6600). У него же и самая высокая вязкость HTHS (4,26 мПа·с, у остальных не больше 4). Но формально придраться не к чему, в прописанные лимиты масло уложилось.

По сравнению с импортными маслами Sintec показал лучший результат на испаряемость (7,08%). Ближайший оппонент – ZIC X7 5W-40 A3/B4 набрал 8,82%.

Один параметр масла Lubrex не соответствует заявленной на этикетке спецификации MB 229.5, так как NOACK должен быть не более 10%, а тест показал 10,96%.

За границы нормативных параметров вышла динамическая вязкость MRV у масла ZIC (81 734 мПа·с при допуске до 60 000). Что стало причиной выбивающегося показателя – неясно. На многие сорта в лаборатории МИЦ ГСМ есть референсные пробы, сделанные на заведомо качественном масле. К сожалению, масла ZIC X7 5W-40 в их числе не оказалось, чтобы сравнить наш результат с эталонным. Возможно, это локальный сбой при анализе, так как по всем остальным параметрам это продукт качественный.

CCS: отражает, насколько легко будут двигаться детали двигателя во время холодного пуска.

MRV: индикатор быстроты поступления масла к узлам смазки при низкотемпературном старте.

NOACK: отражает, сколько процентов масла испарится в течение 1 часа при температуре 250 °С. Чем он ниже, тем меньше потребуется доливать масло и тем меньше загрязнений останется на стенках двигателя.

Отдельные показатели

Bardahl

Kixx

Lubrex

Sintec

ZIC

Испаряемость по NOACK

%

9,71

11,48

10,96

7,08

8,82

Содержание серы

ppm

3032

2752

2892

2189

2188

Зольность сульфатная

%

1,34

1,45

1,20

1,12

1,09

Вязкость HTHS

мПа·С

3,99

4,26

3,94

3,90

3,77

Температура застывания ASTM D 97

ºС

–43

–43

–38

–46

–39

Вязкость при 100 ºС

мм²/с

14,25

15,37

15,12

14,44

13,78

Вязкость при 40 ºС

мм²/с

84,29

95,43

89,71

87,08

82,97

Индекс вязкости

176

171

178

173

171

Щелочное число TBN

мг КОН/г

10,66

11,16

10,37

10,45

11,97

Температура вспышки о.т.

ºС

232

228

230

230

228

Вязкость динамическая CCS при –30 ºС

мПa·c

5040

6250

4920

5450

6010

Предел текучести при –35 ºС

Па

<=35

<=35

<=35

<=35

<=35

Вязкость динамическая MRV при –35 ºС

мПa·c

22432

25136

37890

23243

81734

Bosch-тест

Все современные масла имеют в основе базовые масла с низкой вязкостью, чтобы выдавать хорошие показатели в морозы. Обратная сторона медали – риск недостатка защиты в жару, так как масло станет слишком жидким, не будет держаться на трущихся деталях. Против этого работают модификаторы вязкости, высокомолекулярные полимеры, которые «свернуты» при низких температурах и «раскрываются» при высоких, увеличивая вязкость.

Для проверки эффективности таких модификаторов существует специальный тест. Молекулы многократно пропускают через топливную форсунку Bosch. Это испытание показывает, насколько прочны полимерные загустители в масле и как изменится вязкость к концу срока его эксплуатации. При значительной деструкции вязкость упадет, и масло станет более жидким. Фактически, вместо 5W-40 масло превратится в 5W-30. Менее вязкое масло не обеспечит нужную толщину масляной пленки, соответственно, может возрасти его угар, а главное – снизится смазывающая способность и вместе с ней – срок службы двигателя.

Наши масла официально проверяются только циклом из 30 прогонов. Его с честью прошли все. Факультативно в МИЦ ГСМ провели тест из 90 «впрысков». Выделим Sintec, у которого изменения в процентном выражении оказались минимальными. Иными словами, это масло по износу показало себя стабильнее остальных. Масло Lubrex в результате испытания показало высокий индекс вязкости, но при проверке Bosch-тестом из 90 циклов продемонстрировало наибольшее его падение.

Bardahl

Kixx

Lubrex

Sintec

ZIC

Устойчивость к сдвигу Bosch (30/100°С)

До теста

мм²/с

14,25

15,37

15,12

14,44

13,78

После теста

мм²/с

13,03

13,98

13,53

13,43

12,71

Фактическое падение вязкости

мм²/с

1,22

1,39

1,59

1,01

1,07

Падение вязкости

%

8,56

9,04

10,52

6,99

7,76

Устойчивость к сдвигу Bosch (90/100°С)

До теста

мм²/с

14,25

15,37

15,12

14,44

13,78

После теста

мм²/с

12,82

13,89

13,31

13,32

12,47

Фактическое падение вязкости

мм²/с

1,43

1,48

1,81

1,12

1,31

Падение вязкости

%

10,04

9,63

11,97

7,76

9,51

Российский продукт по ключевым характеристикам превзошел зарубежных участников теста, причем некоторые импортные масла по ряду свойств даже не дотянули до норматива. Испытания показали, что масла Sintec не просто сопоставимы с импортными, а по многим важным параметрам лучше. Даже как-то глупо сожалеть об уходе «иностранцев», ведь продукты отечественных компаний оказываются более чем достойной заменой, при этом за разумные деньги. Так не пора ли избавиться от стереотипов?

Перейти на сайт «За рулем» здесь.

Поиск товара