Можно ли смешивать разные моторные масла?


В процессе эксплуатации автомобиля может возникнуть необходимость долить моторное масло. Иногда под рукой оказывается масло другого бренда, типа или вязкости.
Возникает вопрос: допустимо ли смешивать разные моторные масла? Рассмотрим этот вопрос подробнее.
Можно ли смешивать масла разных производителей?
Товарное моторное масло состоит из базового масла и пакета присадок количество которых определяется рецептурой масла. Пакеты присадок изготавливаются ограниченным количеством производителей поставляются производителям масла под согласованные объёмы производства и в соответствии с планируемыми к производству стандартами масла по API, ACEA, SAE и других. Полуфабрикаты масла загружаются в специальные реакторы, где в течение определённого времени и при заданных условиях температуры и давления происходит смешивание в однородную структуру. Стабильность конечного продукта зависит от качества исходного сырья и выдержанных условий производства. Учитывая текущее ситуацию на рынке, нарушение цепочек поставок, появление новых поставщиков сырья, отзыв допусков у производителей из РФ, возникновение новых производств с разными стандартами качества производства, мы получаем очень нестабильный и массив товарных продуктов, поведение которых непредсказуемо при смешивании друг с другом. Мы не рекомендуем смешивать масла разных производителей, но если такое действие оказалось вынужденным вследствие критического падения уровня масла и пришлось доливать то, что оказалось под рукой, то как можно скорее провести полную смену масла.
Можно ли смешивать масла одного производителя?
Масло производится в специальных реакторах партиями от нескольких сотен килограмм до нескольких тонн. Качество партии масла определяется качеством исходного сырья и выдержанностью параметров производства. Соблюдение постоянства качества продукта от партии к партии определяется постоянством снабжения, качеством реактора и управленческой культурой производства. Маленькие производители могут оказаться не в состоянии обеспечить полное соответствие рецептур и контроля качества различных партий товаров, что может также привести к несовместимости товарных продуктов. Таким образом, масла одного производителя можно смешивать при критическом падении уровня масла с условием полной замены масла при первой возможности.
Можно ли смешивать масла с разной вязкостью?
Вязкость является важнейшей характеристикой смазочных материалов, т.к. именно она удерживает смазочный материал на трущейся паре. Учитывая сильную зависимость вязкости от температуры (на холоде масло густеет, в жару разжижается), то её стабильность является ключевым показателем качества продукта. Заявленная вязкость может достигаться соотношением параметров базового масла и присадок или введением специальных загущающих присадок, которые могут иметь разную структуру. Полимерные загустители наиболее часто добавляются в минеральные и синтетические масла. Они работают путем изменения формы своих молекул в зависимости от температуры, увеличивая вязкость в холодном состоянии и уменьшая ее в горячем. Химия непредсказуема при изменённых условиях, поэтому лучше не смешивать масла с разной вязкостью.
Какие именно масла можно смешивать?
Как было сказано выше, в некоторых экстренных случаях возможно смешивание разных масел. Здесь важно подчеркнуть, что смешивать можно только масла одной товарной категории: моторное с моторным, гидравлическое с гидравлическим, редукторное с редукторным и т.п. Каждая товарная категория имеет свои условия эксплуатации и рецептуры предназначенные для выполнения конкретных технологических требований. Например, моторное масло смазывает и уплотняет при высокой температуре, а гидравлическое в первую очередь выполняет передачу энергии давления, засим составы их рецептур драматически разные, схожесть только в использовании продуктов нефтепереработки в качестве базового масла.
Что происходит при смешивании масел?
Моторные масла состоят из базового масла и пакета присадок, обеспечивающих необходимые свойства: защиту от износа, чистоту двигателя, устойчивость к окислению и т.д. У разных производителей состав присадок может существенно различаться. При смешивании масел с разными присадками возможны химические реакции, приводящие к:
-
Снижению эффективности присадок.
-
Образованию осадка или пены.
-
Уменьшению защитных свойств масла.
-
Ускоренному старению масла.
Это может негативно сказаться на работе двигателя и привести к его преждевременному износу.
Когда смешивание допустимо?
В экстренных ситуациях, когда необходимо долить масло, а подходящего под рукой нет, допустимо смешать масла, соблюдая следующие рекомендации:
-
Соблюдайте вязкость: используйте масло с той же вязкостью, что и залитое ранее (например, 5W-30).
-
Старайтесь не понижать качество: если ранее использовалась синтетика, не стоит доливать минеральное масло. Лучше, если новое масло будет того же или более высокого класса.
-
Минимизируйте объем доливаемого масла: старайтесь, чтобы объем нового масла не превышал 10-15% от общего объема в двигателе.
После такой доливки рекомендуется как можно скорее заменить масло полностью.
Что говорят производители?
Большинство производителей масел не рекомендуют смешивать свои продукты с маслами других брендов. Это связано с тем, что они не проводят тесты на совместимость с продуктами других компаний. Однако в экстренных случаях допускается смешивание, при условии соблюдения вышеуказанных рекомендаций.
Вывод
Смешивание разных моторных масел не является желательной практикой, но в экстренных ситуациях допустимо при соблюдении определенных условий. Для обеспечения надежной работы двигателя рекомендуется использовать одно и то же масло, соответствующее требованиям производителя автомобиля. При первой возможности рекомендуется отремонтировать двигатель, устранить течь и полностью заменить масло.
Ни при каких обстоятельствах нельзя смешивать масла разных товарных категорий!
Остались сомнения - оставляйте отзывы или пишите на почту cstore.ru@cstore.ru
Ойл-Форби - Ваш профессиональный гид в мире смазочных материалов.
Правильного выбора и профессионального применения!