API, ACEA и SAE: расшифровка стандартов моторных масел


Узнайте, что означают аббревиатуры API, ACEA и SAE на этикетке моторного масла. В руководстве по эксплуатации автомобиля содержатся ссылки на данные классификации или производитель автомобиля может иметь свои стандарты масел, называемые допусками. В любом случае владелец автомобиля несёт полную ответственность за выбор смазочных материалов для своего автомобиля и ему полезно иметь представление о критериях выбора масла. Моторное масло, этот ключевой элемент качества работы мотора и его долговечности, к тому же влияет на эмоции водителя от управления автомобилем.
Введение
При выборе моторного масла важно понимать, что означают различные аббревиатуры и стандарты, такие как API, ACEA и SAE. Эти классификации помогают подобрать масло, соответствующее требованиям вашего двигателя и условиям эксплуатации. В этой статье мы подробно рассмотрим каждый из этих стандартов.
API — Американский институт нефти
API (American Petroleum Institute) — это американский институт нефти, создавший систему классификации моторных масел, основанную на их характеристиках и предназначении. Данная классификация, как следует из названия, отвечает за масла для американского рынка автомобилей и стран, находящихся в зоне влияния США, т.е. страны с преобладающим количеством техники произведённой в США.
Классификация API
-
C (Commercial) — масла для дизельных двигателей, эта классификация в основном используется для коммерческого транспорта. Для коммерческих автомобилей с дизельным двигателем используется стандарт API/CZ, например, API CJ-4 — масло для дизельных двигателей, используемых в жестких условиях.
-
S (Service) — масла для бензиновых двигателей. По мере развития конструктивов ДВС, стандарт менялся и теперь в ходу несколько классификаций в зависимости от срока выпуска автомобилей.
После первой буквы указывается следующая указывающая на уровень качества масла в соответствии с развитием стандартов моторов и требований к маслу. Каждый последующий стандарт перекрывает предыдущие уровни одобрения для бензиновых двигателей. Например, API/SN указывает на более высокий стандарт качества, чем API/SM.
-
API SJ: для автомобилей не старше 2001 года.
-
API SL: для автомобилей не старше 2004 года.
-
API SM: для автомобилей не старше 2010 года.
-
API SN: для автомобилей с 2001 года.
-
API SN Plus: с мая 2018 года, для автомобилей с TGDI (турбированные бензиновые двигатели с прямым впрыском для предотвращения преждевременного воспламенения топливной смеси в цилиндре LSPI).
-
API SN Recource Conserving: подкатегория для ресурсосбережения для экономии топлива, защиты системы очистки выхлопных газов, защита турбонагнетателей, совместимость с двигателями работающими на биотопливе до Е-85. Аналогичны ILSAC GF-5.

ACEA — Европейская ассоциация автопроизводителей
ACEA (Association des Constructeurs Européens d'Automobiles) — это европейский стандарт, ориентированный на требования автопроизводителей Европы.
Классификация ACEA
Кратко:
-
A/B — масла для бензиновых и дизельных двигателей легковых автомобилей.
-
C — масла с пониженным содержанием SAPS (сульфатной золы, фосфора и серы), совместимы с системами очистки выхлопных газов.
-
E — масла для дизельных двигателей коммерческого транспорта.
Примеры:
-
ACEA A3/B3 — масла с высокими эксплуатационными характеристиками.
-
ACEA C3 — масла с низким уровнем зольности, подходят для автомобилей с фильтрами DPF.
Подробнее:
АСЕА А: для бензиновых двигателей.
АСЕА В: для малотоннажных дизельных двигателей.
А1/В1: энергосберегающие масла низкой вязкости, упразднено с 2017 года.
А3/В3: стабильные, менее испаряемые износостойкие масла, соответствующие базовому уровню требований автопроизводителей.
А3/В4: бензиновый двигатель с прямым впрыском / дизельный двигатель с системой впрыска. Подходят для увеличенного интервала замены масла, соответствуют повышенным требованиям автопроизводителей.
А5/В5: топливоэффективные масла низкой вязкости, применимы только для двигателей определённых моделей.
АСЕА С. Для автомобилей оснащённых системой очистки выхлопных газов (сажевый фильтр, каталитический анализатор).
С1: очень низкий уровень SAPS (сульфатная зола, фосфор, сера).
С2, C3: средний уровень SAPS.
С4: низкий SAPS.
C5: средний SAPS, экономия топлива (малозольные масла низкой вязкости), введено в 2017 году. Для моторных масел низкой вязкости, имеющих показатель HTHS не менее 2,6 mPa*s.
ACEA C6: масла, схожие с C5. Обеспечивают дополнительную защиту от LSPI и отложений в турбокомпрессоре (TCCD).
АСЕА Е. Для тяжелонагруженных дизельных двигателей.

SAE — Общество автомобильных инженеров
SAE (Society of Automotive Engineers) — определяет вязкость масла, то есть его способность сохранять текучесть при различных температурах.
Классификация SAE
примеры
-
0W-20 - масло с низкой вязкостью, идеальное для холодного климата и экономии топлива, только для современных моторов соответствующих современным экологичным стандартам.
-
5W-30 - наиболее распространённая универсальная вязкость для широкого диапазона температур и различных конструктивов автомобилей.
-
10W-40 - универсальное масло с повышенной вязкостью для умеренного климата.
-
10W-60 - масло для экстремального вождения для работы двигателя на предельных оборотах и в условиях близких к перегреву, где требуется противостояние чрезмерному разжижению; или для изношенных моторов в высокими зазорами в цилиндро-поршневой группе.
Как выбрать моторное масло
При выборе масла следует учитывать:
-
Рекомендации производителя вашего автомобиля.
-
Условия эксплуатации (климат, стиль вождения).
-
Совместимость с системами очистки выхлопных газов.
Заключение
Понимание стандартов API, ACEA и SAE поможет вам выбрать подходящее моторное масло, обеспечивающее надежную работу двигателя и продлевающее его срок службы. Всегда обращайте внимание на рекомендации производителя и условия эксплуатации вашего автомобиля. Для автомобилей с высоким пробегом и износом мотора рекомендуется переход на более вязкое масло.