Как выбрать моторное масло для легкового автомобиля: руководство для автовладельцев


Выбор масла это просто, если ничего о нём не знаешь. Бренд масла и класс вязкости - вот самые крупные визуальные элементы этикетки на канистре с маслом, которые попадают в поле зрения и являются ориентирами для автовладельца. Однако их не достаточно для правильного и осознанного выбора.
Зачем нужно масло в двигателе
Моторное масло для двигателя внутреннего сгорания (ДВС) – важнейший конструктивный элемент этого самого ДВС, влияющий на работоспособность, эффективность, срок эксплуатации механизма. Для наилучшего понимания задач масла в двигателе необходимо понимать конструкцию ДВС, про это можно прочитать в отдельной статье.

Основные функции моторного масла
- Смазывает трущиеся детали для снижения трения и предотвращения их износа. К трущимся деталям относятся прежде всего взаимодействующие детали цилиндро-поршневой группы: поршень, поршневые кольца и цилиндр; шатун, поршневой палец и поршень; шатун, шатунные вкладыши и коленвал; коленвал и коренные вкладыши. В числе других находятся следующие элементы ДВС: распределительный вал, его подшипники и кулачки вала и клапаны; подшипники турбины наддува; шестерни масляного насоса.
- Охлаждает двигатель. Да-да, в охлаждении двигателя участвует не только антифриз, но и масло.
- Создаёт уплотнение между поршнем и цилиндром.
- Защищает металлические поверхности от коррозии.
- Очищает детали двигателя от загрязняющих частиц, уменьшает количество шлама и отложений на поверхностях деталей, удерживает частицы загрязняющие масло во взвешенном состоянии во избежание их превращения в шлам.
Дополнительные сведения о функциях моторного масла можно прочитать в статье на данную тему.
Последствия использования неподходящего масла
Неправильный выбор моторного масла, несоблюдение интервалов замены приводит к повышенному износу деталей двигателя, снижению приёмистости, мощностных характеристик двигателя, повышенному шуму работы двигателя, работе двигателя на повышенных оборотах, угару масла, необходимости доливки масла, повышению расхода топлива вследствие увеличения трения, преждевременному выходу двигателя из строя. Двигатель автомобиля является самым дорогим его механизмом, в первую очередь влияющим на срок службы автомобиля, поэтому забота о двигателе путём использования хорошего качественного масла и своевременной его замены продлевает ресурс всего автомобиля. Комфорт от управления автомобилем во многом зависит от сбалансированной работы двигателя: тихо, не шумно, адекватный отзыв на нажатие педали газа при необходимости ускорений на обгонах. За это мы и любим наш автомобиль - он даёт неповторимые ощущения мобильности и скорости, на которые напрямую влияет сбалансированная работа двигателя.
Как правильно выбрать масло для автомобиля?
Самая простая рекомендация - следовать указаниям руководства по эксплуатации. Рекомендации автопроизводителя рассчитаны на безотказную работу двигателя в гарантийный период. По мере эксплуатации автомобиля и ДВС, нарастает его износ, в зависимости от которого критерии использования масла могут меняться с учётом условий эксплуатации и состояния мотора. Многие производители масла предлагают на рынок постгарантийного ремонта свои линейки продуктов отвечающие разным требованиям владельцев автомобилей. Например, ExxonMobil предлагает продукты трёх уровней.

Флагманская линейка Mobil 1 превосходит требования производителя, поэтому обеспечивает лучшую защиту ДВС и может использоваться по своему алгоритму: поддержание чистоты двигателя, снижения расхода топлива, дополнительная защита изношенных двигателей.
Премиальная линейка Mobil Super 3000 соответствует требованиям производителя, поэтому может использоваться в соответствии с его рекомендациями.
Рекомендации автопроизводителя: на что обратить внимание
Рекомендации автопроизводителя рассчитаны на безотказную работу двигателя в гарантийный период. По мере эксплуатации автомобиля и ДВС, нарастает его износ, в зависимости от которого критерии использования масла могут меняться с учётом условий эксплуатации и состояния мотора. Производитель техники указывает в руководстве по эксплуатации автомобиля следующие характеристики:
- Наименование своего собственного допуска на использование масла в своих автомобилях. Например, допуск Mercedes-Benz 229.51 требует использования масла по специальной рецептуре для двигателя оснащённого сажевым фильтром. Производитель масла, который указывает на этикетке своего продукта данный допуск должен пройти процедуру испытаний и согласований в лабораториях автопроизводителя.
- Наименование классификации по стандартам мировых институтов нефти API, ILSAC, ACEA, ААИ. При отсутствии у производителя собственной систематизации, автопроизводитель следует общепринятым стандартам индустрии.
- Класс вязкости по SAE. Например, наиболее распространённый класс в средней полосе 5W-30.
- Периодичность замены масла (межсервисный интервал). Рассчитывается в километрах пробега автомобиля.
- Предпочтительный бренд масла может быть также указан в руководстве. Это своего рода реклама масляного бренда на страницах технического документа, поэтому использование рекомендуемого бренда на усмотрение автовладельца.
- Регулярная проверка уровня масла. Работа масляной системы контролируется датчиком давления масла в системе. При падении давления включается сигнальная лампа. Падение давления масла может быть вызвано падением уровня масла вследствие его утечки или угара. Эта ситуация является аварийной и говорит о том, что двигатель какое-то время работал в неприемлемых условиях масляного голодания, что является недопустимым т.к. может вести к поломке двигателя. Во избежание такого события рекомендуется проводить регулярную проверку уровня масла на щупе. Крому проверки уровня необходимо обращать внимание на цвет и консистенцию масла. Почернение масла в ходе эксплуатации является нормой - это частицы сажи удерживаются диспергирующими добавками во взвешенном состоянии во избежание оседания их на деталях двигателя. А вот чрезмерная текучесть масла на щупе может говорить о потенциальных проблемах и с маслом и с двигателем.




Подробнее о классификациях расскажем ниже.
Классификации масла от мировых институтов: API, ILSAC, ACEA
За стандартизацию качества и свойств моторных масел на соответствующих географических рынках отвечают три мировых института. Они же являются разработчиками рецептур масла под конструктивные особенности автомобилей. Именно с ними в первую очередь сотрудничают автопроизводители при разработке конструкций двигателей внутреннего сгорания. Именно они предоставляют рецептуры и согласовывают пакеты присадок для производителей масла. В свою очередь, производители присадок также ориентируются на разработки институтов поставляя производителям масла свои продукты в точном соответствии с планируемой партией производства и разнообразием продуктов, которое заявляет производитель масла. Таким образом, институты нефти связывают и координируют сотрудничество производителя базовых компонентов масла (базовое масло и присадки), автопроизводителя и производителя товарного масла.
Хотя конструкции ДВС скоро исполнится 150 лет и его конструкция остаётся неизменной на протяжении всего этого времени, но вследствие изменения запросов пользователей, изменения экологического законодательства в конструкцию ДВС постоянно вносятся изменения, масло, как важнейший конструктивный элемент должен соответствовать этим изменениям. Подробнее о каждой классификации ниже.
Классификация API
Данная классификация принадлежит Американскому институту нефти (American Petroleum Institute), как следует из названия отвечает за масла для американского рынка автомобилей и стран, находящихся в зоне влияния США, т.е. страны с преобладающим количеством техники произведённой в США.
Для бензиновых двигателей: API /SA. По мере развития конструктивов ДВС, стандарт менялся и теперь в ходу несколько классификаций в зависимости от срока выпуска автомобилей.
API/SJ: для автомобилей не старше 2001 года.
API/SL: для автомобилей не старше 2004 года.
API/SM: для автомобилей не старше 2010 года.
API/SN: для автомобилей с 2001 года.
API/SN Plus: с мая 2018 года, для автомобилей с TGDI (турбированные бензиновые двигатели с прямым впрыском для предотвращения преждевременного воспламенения топливной смеси в цилиндре LSPI).
API SN Recource Conserving: подкатегория для ресурсосбережения для экономии топлива, защиты системы очистки выхлопных газов, защита турбонагнетателей, совместимость с двигателями работающими на биотопливе до Е-85. Аналогичны ILSAC GF-5.
Каждый последующий стандарт перекрывает предыдущие уровни одобрения для бензиновых двигателей. Например, API/SN указывает на более высокий стандарт качества, чем API/SM.
Для коммерческих автомобилей с дизельным двигателем используется стандарт API/CZ.
Классификация ILSAC
Международный комитет по стандартизации и сертификации смазочных материалов.
ILSAC GF-2: разработан в 1996 году, соответствует API/SJ.
ILSAC GF-3: разработан в 2002 году, соответствует API/SL.
ILSAC GF-4: разработан в 2004 году, соответствует API/SM.
ILSAC GF-5: разработан в2010 году для автомобилей с 2011 года. Соответствует уровню требований API/SN Recource Conserving.
ILSAC GF-6: обеспечивает лучшую защиту двигателей с турбонаддувом от эффекта LSPI. Категория ILSAC-6A полностью заменит ILSAC GF-5, категория ILSAC-6B будет применима к новым маловязким маслам 0W-16.
Классификация ACEA
Ассоциация Европейских производителей автомобилей.
АСЕА А. Для бензиновых двигателей.
АСЕА В. Для малотоннажных дизельных двигателей.
А1/В1: энергосберегающие масла низкой вязкости, упразднено с 2017 года.
А3/В3: стабильные, менее испаряемые износостойкие масла, соответствующие базовому уровню требований автопроизводителей.
А3/В4: бензиновый двигатель с прямым впрыском / дизельный двигатель с системой впрыска. Подходят для увеличенного интервала замены масла, соответствуют повышенным требованиям автопроизводителей.
А5/В5: топливоэффективные масла низкой вязкости, применимы только для двигателей определённых моделей.
АСЕА С. Для автомобилей оснащённых системой очистки выхлопных газов (сажевый фильтр, каталитический анализатор).
С1: очень низкий уровень SAPS (сульфатная зола, фосфор, сера).
С2, C3: средний уровень SAPS.
С4: низкий SAPS.
C5: средний SAPS, экономия топлива (малозольные масла низкой вязкости), введено в 2017 году. Для моторных масел низкой вязкости, имеющих показатель HTHS не менее 2,6 mPa*s.
ACEA C6: масла, схожие с C5. Обеспечивают дополнительную защиту от LSPI и отложений в турбокомпрессоре (TCCD).
АСЕА Е. Для тяжелонагруженных дизельных двигателей.
Как выбрать вязкость масла для двигателя?
Вязкость - это величина, которая описывает текучесть жидкости. Её принято считать одной из основных характеристик моторного масла, которые классифицируются по типу вязкости: кинематическая, динамическая, высокотемпературная.
Важным фактором влияющем на текучесть масла является температура окружающей среды. Очень важно, чтобы масло своевременно поступало ко всем трущимся и движущимся деталям двигателя при любых условиях окружающей среды, в мороз и в жару. А учитывая, что двигателе масло нагревается, то возникают требования к стабильности вязкости масла.
Если вязкость низкая, то в жаркую погоду масло становится жидким и течёт легко как вода. При этом масляная плёнка между трущимися деталями нарушается и возрастает износ.
Если вязкость высокая, то в холодную погоду масло дополнительно густеет и течёт медленнее, напоминая сироп. В этом случае масло хуже прокачивается через тонкие смазочные каналы блока цилиндров, не поступает в коренные или шатунные подшипники, что грозит заклиниванием двигателя.
Регулирование вязкости происходит с помощью загустителей, депрессорных присадок, базового масла.
Моторное масло с низкой вязкостью обеспечивает большую экономию топлива и лучшую работу двигателя в холодную погоду. Масло с высокой вязкостью эффективно работает в жарких условиях. При выборе типа масла необходимо учитывать диапазон температур в регионе эксплуатации автомобиля.
В наиболее поздних разработках масла упор делается на экономии топлива. Масла с маркировкой Energy Conserving Oil относится к категории энергосберегающих масел. И хотя заявленная экономия при применении таких масел находится в пределах 3-5%, в годовом выражении такая экономия приносит ощутимую выгоду.
Подробнее см. в статье про вязкость.
Что такое классификация SAE
Основным показателем вязкости моторного масла является класс вязкости SAE по методике испытаний SAЕ J300. На канистре масла класс вязкости обозначен крупным шрифтом.
Например, 5W-30.
Первая цифра (5) определяет максимальную вязкость холодного пуска в мПа*с, при указанной отрицательной температуре. Буква W указывает на всесезонность масла.
Наиболее распространённые показатели ниже.
ОW: вязкость 6200 мПа*с при температуре -35С;
5W: вязкость 6200 мПа*с при температуре -30С;
10W: вязкость 6200 мПа*с при температуре -25С.
Последние две цифры определяют границы (мин/макс кинематической вязкости при малой скорости сдвига, и вязкость при высокой скорости сдвига.
Про вязкость моторного масла подробнее в отдельной статье.
Как возраст автомобиля влияет на выбор вязкости
Хотя вязкость масла прежде всего связывается с температурным режимом эксплуатации автомобиля, но следует учитывать, что одна из задач масла - создание уплотнения между цилиндром и поршнем. Т.е. масло должно сохранять свою устойчивую толщину плёнки на стенках цилиндра невзирая на температуру и постоянно движущийся поршень. Для того, чтобы масло удерживалось на стенках цилиндра, на поверхность цилиндра нанесены хонинговальные риски (диагональные насечки).
По мере эксплуатации двигателя, поршневые кольца поршня находятся в постоянном контакте с цилиндром, тем самым полируя цилиндр, вызывая его износ и уменьшение глубины хонинговальных рисок. Увеличивается зазор между поршнем и цилиндром, поршневые газы прорываются в картер вместо того, чтобы толкать цилиндр, снижается компрессия в цилиндре, падает мощность двигателя. Маслу не за что держаться, оно стекает вниз смазочная плёнка нарушается, абразивный износ увеличивается. Оптимальным решением для таких случаев является, по мнению компании ExxonMobil использование масла повышенной вязкости.
В ассортименте Mobil есть специальное масло повышенного класса вязкости Mobil 1 FS x1/x2 5W-50 для автомобилей с пробегом более 100 тыс.км.
Таким образом, для более старых, изношенных моторов рекомендуется более вязкое масло. Однако, если мотор предназначен для маловязкого масла 0W-16, 0W-20, то переход на масло большей вязкости должен определять специалист c учётом износа деталей мотора.
Как выбрать тип масла: минеральное, синтетическое или полусинтетическое?
Эти три масла условно определяют уровень качества: от более низкого в случае минерального масла к более высокому в случае синтетического масла.
Сравнение характеристик масла, принципы создания масел, преимущества и недостатки приведены в статье на тему.
Лучший выбор для нового или не старого автомобиля эксплуатирующегося с регулярным большим пробегом по городу с пробками - это синтетическое моторное масло от известного бренда, которому вы доверяете. Любите свой автомобиль - не экономьте на масле.
Если автомобиль не новый, есть течи или угар масла, приходится регулярно доливать масло, эксплуатация автомобиля сезонная на загородных дорогах без пробок, отсутствуют сильные морозы в зимнее время, автомобиль хранится в тёплом гараже, то вполне подойдёт и более простое масло - минеральное или полусинтетическое. Но его придётся менять в два раза чаще.
Разница между минеральным и синтетическим маслами
Минеральное моторное масло сделано на основе минерального базового масла, которое является продуктом перегонки нефти. В нефти содержится парафин, который после перегонки также попадает в базовое минеральное масло и в товарное минеральное масло. Парафин состоит из больших молекул углеводорода, которые не позволяют сохранять текучесть при низких температурах. Масляному насосу двигателя сложно прокачивать высоковязкое масло, поэтому уровень защиты двигателя, особенно при пуске снижается. Также при высоких температурах, например в жаркую погоду или работе автомобиля на холостом ходу, при перегреве двигателя, минеральное масло чрезмерно разжижается и защита также снижается. Минеральные масла относятся к дешёвым продуктам, поэтому и пакет присадок здесь попроще. Такие продукты, как правило не имеют допусков и одобрений автопроизводителей.
Синтетическое моторное масло сделано на синтетическом базовом масле. Т.е. это полностью заново синтезированных продукт, в котором исправлены недостатки минерального масла. Поэтому, синтетические масла идеальны для движения городских условиях в пробках, в режимах старт-стоп, а также на загородных магистралях при движении с высокой скоростью на дальние расстояния. Они сохраняют стабильность при высоких и низких температурах, меньше склонны к окислению и износу. Премиальные линейки синтетических моторных масел передовых производителей допускают повышенный межсервисный интервал.
Преимущества и недостатки каждого типа масла
Преимуществом минерального масла является его низкая цена, такое масло никто не подделывает. Недостатком является сниженная стабильность и более быстрый износ при эксплуатации. Такое масло придётся чаще менять, чем предписано в руководстве по эксплуатации.
Преимуществом синтетического масла является его более высокая защита двигателя. Однако, следует понимать, что термин "синтетика" до определённой степени является условным. Мне не встречались стандарты определяющие отличие "синтетики" от "полной синтетики". Гидрокрекинговые, ПАО и эстеровые масла относятся к синтетическим, однако разница в качестве и цене у них огромная. Синтетика одного производителя совсем не то же самое, что у другого.
Недостатком синтетического масла является его высокая цена и возможность нарваться на подделку. Поэтому, если решили выбрать дорогое синтетическое, тщательно анализируйте поставщика и его добросовестность.
Дополнительные рекомендации по выбору масла
Влияние климатических условий на выбор масла
В момент старта происходит максимальный износ деталей двигателя, т.к. масляная система ещё не подала порцию масла в трущуюся пару. Такое состояние длится доли секунд и за это время происходит износ. Качественное масло имеет хорошую текучесть, а его остаточная масляная плёнка остаётся в нужных местах и после глушения двигателя. В усреднённых условиях защита хорошего масла достаточна для предотвращения износа на стадии пуска. Для этого служат депрессорные присадки.
Но в условиях экстремального холода, и при использовании неизвестного масла выработавшего свои присадки, ситуация может меняться.
Все рекомендации указанные в данной статье указаны для усреднённых климатических условий средней полосы РФ. Если климатические условия в которых эксплуатируется автомобиль отличаются от среднеполосных, то конечно, нужны поправки. В полосе от Урала и до Магадана рекомендуются синтетические масла, класса вязкости не выше 5W, а лучше 0W. Здесь много проблем может решить предпусковой подогреватель, поэтому, главные рекомендации скорее в области техники, нежели типа масла. Южные регионы могут себе позволить класс вязкости выше 10W.
Используйте дорогое качественное масло и будет вам счастье!
Специфика использования масла для разных стилей вождения (город, трасса, экстремальные условия)
Стиль вождения и условия эксплуатации предъявляют более высокие требования к маслу. Движение по пробкам, где двигатель перегревается из-за отсутствия должного охлаждения радиатора набегающим воздухом приводит к повышенной нагрузке на масло, которое подвергается переразжижению и температурной деградации. То же происходит при движении на максимальных оборотах двигателя. При светофорных гонках происходит резкий набор оборотов двигателя, масло не успевает проникнуть во все смазываемые участки, повышается риск преждевременного износа. Поэтому, если знаете за собой грешок "погонять", следите за состоянием масла, подстраховывайтесь досрочной заменой. Современное качественное масло от известного производителя имеет хороший запас, позволяющий без проблем проехать 10-15 000 километров до смены масла и даже перепробег не страшен. Однако, если условия вождения отличаются от средневзвешенных, до лучше перестраховаться - брать более дорогое масло от проверенного поставщика и чаще его менять.
Проверка подлинности и защита от подделок
В старые добрые времена каждый уважающий себя производитель имел программу защиты от подделок своего масла. На канистру с маслом был нанесён специальный код, по которому можно было проверить на сайте производителя подлинность масла. К сожалению, сейчас это недоступно для импортного моторного масла, также, как и само масло представлено в урезанном ассортименте.
В 2025 году моторные масла будут включены в перечень обязательных товаров для сертификации в программе "Честный знак".
Чек-лист по подбору моторного масла
- Узнать в руководстве рекомендуемые характеристики.
- Зайти на сайт или в магазин, выбрать категорию «моторные масла для легковых автомобилей», отфильтровать выдачу с помощью фильтров:
«Бренд» - выбрать бренд, которому вы доверяете;
«SAE» - выбрать класс вязкости по SAE указанный в руководстве;
API, ACEA, ILSAC, ААИ или OEM-допуски указанные в руководстве;
«Тип масла» (синтетическое, полусинтетическое, минеральное);
фасовку – в зависимости от объёма масляной системы ДВС. - Из выдачи выбрать понравившийся товар, войти в карточку товара, прочитать его описание и удостовериться в правильном выборе, положить в корзину, заказать, оплатить, получить, поменять.
- Для заказа авторизоваться на сайте, войти в личный кабинет следовать инструкциям.
Остались вопросы? Читайте статьи по теме в разделе «Про масло» или пишите нам на почту: cstore.ru@cstore.ru
Правильного выбора и профессионального применения!