Про пластичные смазки. От шумеров до наших дней. Особенности, характеристики, применение.
Про пластичные смазки.
История.
Первые смазки появились в эпоху шумеров в 3500 – 2500 гг. до нашей эры, позднее, с 1400 гг. египтяне стали применять смазки, сделанные из оливкового масла или таллового жира смешанные с известью для смазывания осей колесниц. Потребители античности использовали для этих целей свиной жир, а первая кальциевая смазка была запатентована уже в эпоху первой промышленной революции в 1835 году.
Состав.
Пластичные смазки являются тонко измельчёнными (диспергированными) продуктами агента-загустителя (металлического мыла) в жидком смазочном масле (минеральном или синтетическом) с добавлением присадок. Металлическое мыло – это продукт реакции оксида металла с жирной кислотой.
Характеристики пластичных смазок в основном определяются характеристиками базовых масел, агентов-загустителей и комплекса присадок.
В настоящее время самым распространённым загустителем является литиевое мыло, которое изготавливается путём взаимодействия порошкообразного или растворённого в воде гидроксида лития с 12-гидроксистериновой кислотой или её глицеридом в минеральных или синтетических маслах.
Оптимальный размер волокон смазки на основе 12-гидроксистеарата лития в интервале от 0,2х2 до 0,2х20 мкм, хорошие универсальные характеристики, в т.ч. высокая температура каплепадения, хорошая водостойкость и прочность на сдвиг, а также хорошее взаимодействие с присадками определили наивысшую популярность литиевых смазок в течение последних пятидесяти лет.
Литиевые комплексные смазки по своим свойствам похожи на смазки на основе простых мыл, однако из-за множества дополнительных солей приобретают дополнительные характеристики, например, приобретают более высокую несущую способность из-за содержания борной или фосфорной кислоты.
Классификация.
Национальный институт пластичных смазок США (NLGI) ввёл в 1938 году классификацию по консистенции, от которой и зависит сфера применения смазки. Тест на консистенцию производят методом проникновения стандартного конуса в пластичную смазку.
Индекс NLGI |
Внешний вид |
Применение |
000, 00, 0 |
Полужидкая |
Трансмиссионные смазки |
1 |
Мягкая | |
2, 3, 4, 5 |
Кремообразная |
Смазка для подшипников |
6 |
Мылоподобная |
Брикетированные смазки |
Преимущества перед смазочными маслами.
- Обеспечивают стабильное смазывание при запуске и остановке механизмов.
- Имеют лучшие характеристики в условиях работы в слое под давлением.
- Дополнительно герметизируют смазываемый узел.
- Не требуют специальных конструкционных приспособлений для подачи смазки.
- Служат дополнительным барьером от грязи.
- Допускают применение твёрдых присадок для улучшения своих антикоррозионных, антиокислительных и противоизносных свойств.
Недостатками являются сниженные возможности по отводу тепла и меньшая предельная скорость вследствие повышенной эффективной вязкости.
Характеристики смазок.
Выделяют двенадцать факторов, связанных с характеристиками масла.
Липкость и токсичность – первая группа факторов, на которые не влияют другие физические показатели.
Вторая группа факторов, которые зависят от давления: износ, трение, сдвиг, нагрузка, текучесть.
Третья группа факторов, зависящих от температуры: старение, совместимость, потеря масла, высокая и низкая температуры.
При использовании новой смазки рекомендуется очистить смазываемый узел от остатков старой по причине некоторой вероятности несовместимости из-за: разности загустителей, разных базовых масел и конфликта присадок.
Факторы и характеристики.
Высокая температура: максимальная термостабильность, минимальные потери на испарение, максимальная вязкость.
Низкая температура: отсутствие центров кристаллизации, минимальная вязкость.
Старение: максимальная устойчивость к окислению, сопротивление к изменениям структуры.
Совместимость: отсутствие взаимодействия с цветными металлами, максимальное ингибирование коррозии, максимальная совместимость с полимерами, несмешиваемость с чужеродными жидкостями, отторжение чужеродных твёрдых веществ.
Потеря масла: оптимальная потеря масла.
Токсичность: токсичность отсутствует, биоразлагаемость.
Липкость: оптимальная липкость.
Текучесть: оптимальная релаксация, максимальная прокачиваемость.
Нагрузка: оптимальная эластичность, максимальная толщина смазочной плёнки, наилучшие рабочие характеристики в аварийных ситуациях.
Сдвиг: максимальная механическая стабильность или оптимальное время релаксации.
Трение: минимальное или оптимальное трение.
Износ: минимальный износ.
Также необходимо отметить, что ряд перечисленных характеристик противоречат друг другу и не могут быть достигнуты в одном продукте.
Теперь, по перечислении всех двадцати четырёх характеристик пластичных смазок, свиное сало кажется не самым лучшим смазочным решением для смазываемого узла.
Применение смазок.
Подшипник качения – один из главных потребителей смазок, зачастую разрабатывается под применение определённой смазки, срок службы определяется качеством применяемой смазки, особенно при применении в экстремальных условиях.
Шариковые, шариковые радиальные, упорные шариковые, сферические, цилиндрические, конические, игольчатые – все они должны обладать стабильностью при эксплуатации, ибо выход из строя этого элементарного элемента блокирует работу всего механизма.
Однако, кроме подшипников качения есть и другие потребители пластичных смазок. На примере автомобиля выявляется большое количество мест требующих свою порцию смазки!
Автомобиль имеет тридцать скрытых узлов смазки.
Трансмиссия: подшипники механизма сцепления, ШРУС, колёсные подшипники, крестовина карданного вала, приводные валы.
Комплектующие кузова и салона: дверные ручки и петли, дверные замки и защёлки, электрический привод антенны, механизмы дистанционного управления зеркалами, шестерни механизмов регулировки сидений, направляющие люка крыши, механизмы стеклоподъёмников, механизм стеклоочистителя, подшипники для системы ABS, детали суппортов.
Электрика: подшипники генератора, электрические контакты, контакты звукового сигнала.
Система охлаждения, кондиционирования и систем двигателя: контакты проводов, температурный датчик, подшипник виско-муфты, подшипник помпы, подшипник вентилятора, подшипник бензонасоса, подшипник турбонагнетателя, подшипники ременного шкива, модуль круиз-контроля.
Другое: рулевой механизм, детали рулевой трапеции, детали подвески.
Как говорится, не только маслом моторным жив автомобиль, для его безотказного функционирования верой и правдой служит наш маленький герой моей статьи – пластичная смазка. Примеры потребления пластичной смазки другими отраслями промышленности ещё более обширны и требуют отдельной статьи, как-нибудь в следующий раз.
На нашем сайте можно подобрать пластичную смазку для любых условий применения от ведущих производителей рынка смазочных материалов.
Выбрать пластичную смазку здесь.
Правильного выбора и профессионального применения.
С уважением,
Андрей Герасименко.
2024-09-27.
Статья подготовлена с использованием справочника "Смазочные материалы", Т.Манг, У.Дресель. Изд-во "Профессия", 2015.