Бережливое производство – фундамент постиндустриального общества.

Фото Бережливое производство – фундамент постиндустриального общества.

Из множества определений стадий развития нашей цивилизации больше всего мне нравится наименование «постиндустриальная эпоха». Другими словами, научный и промышленный прогресс настолько мощно вошёл в нашу жизнь, одарил нас всяческими гаджетами и удобствами, что мы уже перестаём им удивляться. Когда возникает потребность, мы просто отправляем запрос во всемирный разум и, оказывается, что то, что нам нужно уже изобретено, произведено, оптимизировано под запросы и уже существует рынок того, о чём мы только подумали! И это чудо нашей жизни совершается на наших глазах, более того, всё это происходит в последние годы! Темпы изменений заставляют отказываться от подсчёта количества промышленных революций в пользу других терминов. Всё, что может сейчас родить изумлённый разум человека, так это отчеркнуть прошлое и собрать настоящее под единым термином «после того, что было раньше» - так и возникает тот самый «постиндустриальный мир».

Однако так было не всегда. Восьмидесятые годы ХХ столетия ознаменовались инновациями в производственном менеджменте, сутью которого стало «бережливое производство», именно оно создало массовое производство, в свою очередь породившее эпоху потребления.

Производить малыми партиями, быстро тестировать жизнеспособность продукта, вносить коррективы, вовремя делать апгрейды и выводить новые поколения продукта - вот основные достижения управленцев конца ХХ века, не теряющие актуальности и в нашем ХХI веке.

Что же это такое, бережливое производство, касается ли оно нашей профессиональной и бытовой жизни, или является только уделом больших производств?

В своей первой статье по этому вопросу я писал о системе 5S, о её утилитарном, бытовом использовании, которая помогает мне ежедневно. А есть ли другие аспекты, которые можно применять в нашей повседневности, в офисе, небольшой мастерской, на складе или на производстве малого и среднего размера?

Бережливое производство – это про устранение скрытых потерь. Т.е. это про то, как более глубоко и системно оценивать текущие процессы производства и жизни, находить и устранять точки потерь, повышать отдачу и эффективность работы человека и участка. Устранение ненужных действий снижает материальные издержки, повышает мотивацию человека, повышает конкурентоспособность продукта и предприятия. «БП» – это умение увидеть невидимое, подводную часть айсберга, которая и составляет главную силу этого объекта.

Семь злейших врагов бережливого производства:

  1. Перепроизводство, это когда сделано больше, чем можно продать или переработать на следующих стадиях технологического процесса. Решение: тщательное планирование, постановка и координация задач по всему процессу.
  2. Дефекты и переделка. Сделанная некачественно производственная операция в лучшем случае потребует затрат на переделку, т.е. двойной работы, а худшем случае может привести к дефектам механизма, потребует ненужного ремонта или затрат на замену механизма. Решение: тщательная стандартизация и соблюдения операционных процедур.
  3. Ненужные передвижения сотрудника, продукции, материалов. Решение: повышение качества управления процессами, постоянный анализ и стандартизация лучших практик, .
  4. Транспортные потери, т.е. неоптимальные маршруты передвижения продукции, запасов, исполнителей. Решение: диаграмма спагетти для анализа производственных участков, стандартизация и чёткие инструкции исполнителям.
  5. Потери от излишних запасов. К числу излишних запасов относится не только затоваривание склада, который стоит денег, но и чрезмерные трудовые ресурсы, которые недостаточно используются по причине недостатков управления. Решение: повышение качества управления с помощью современных цифровых ресурсов.
  6. Потери от излишней обработки. В погоне за созданием продукта с излишним функционалом, услуги с более высокими потребительскими свойствами возникают дополнительные затраты времени на доработку, что чревато риском повышения цены, которую потребитель не готов платить. Решение: согласиться с некоторым несовершенством, выпускать продукт с готовность на 80%, тестировать и дорабатывать на основании ожиданий потребителя.
  7. Потери времени на ожидание. Плохое планирование, проблемы коммуникации, несовершенства управления запасами и процессами приводит к потерям времени, что пересчитывается в прямые материальные потери. Решение: повышение качества управления с помощью существующих управленческих инструментов.

Самым трудным в повышении эффективности является невозможность выйти за пределы рутинных процессов, подняться над ними, увидеть общую картину, стыки процессов, на которых чаще всего и возникают наибольшие потери, сравнить с каким-то идеалом. Как говорил классик: «К пуговицам претензий нет. А кто сшил костюмчик!?»

Какими бывают управленческие инструменты, что такое аудиты, как измерять эффективность собственных процессов, как улучшать их, где взять свой идеал для различных сегментов рынка мы будем рассуждать в следующих статьях.

И конечно же, персонал «Ойл-Форби» целиком и полностью вовлечён в удовлетворение ожиданий наших клиентов с наивысшей отдачей. Особенно теперь, когда происходит изменения структуры рынка, меняется ассортимент, должны меняться взаимные ожидания и возможности. Мы замещаем выбывающий с рынка ассортимент, помогаем своим клиентам справляться с задачами адаптации своего бизнеса. Наш торговый представитель - это Ваш бизнес консультант. Подберёт масло, проконсультирует по процессам, поможет оценить эффективность и ресурс агрегата, поделится информацией о лучших практиках с рынка! Вместе у нас всё получится!

Андрей Герасименко

заместитель генерального директора

ООО "Ойл-Форби"

cstore.ru@cstore.ru

Поиск товара