Праздник на борту

Фото Праздник на борту

Специалисты подмосковной компании «Вегабус» восстановили туристический автобус ЛАЗ-699Р, работавший на XII всемирном фестивале молодежи и студентов в 1985 году. Сегодня ретроэкспонат в заводской комплектации - участник междугородних экскурсионных туров и самый желанный гость на автомобильных выставках.

Львовские «Туристы» и прочая пассажирская техника времен СССР встречаются на дорогах все реже. По всей вероятности ЛАЗы, «Икарусы» и «РАФы» в ближайшее время останутся лишь в рядах музейных экспозиций. Наш пример — исключение.

Алюминиевая фальш‑радиаторная решетка на передке, «москвичёвские» прямоугольные фары и маленькая квадратная эмблема с буквой «Л» внутри — все это отличительные признаки туристического автобуса ЛАЗ‑699Р, выпущенного Львовским автобусным заводом в 1984 году.

По прошествии 37 лет бело-желтый автобус с водительской дверью по левому борту и воздухозаборником на крыше выглядит, словно только что сошедший с конвейера. Специалистам СТО «Вегабус» из подмосковного города Видное удалось вернуть раритетной машине первозданный вид буквально за считанные месяцы.

Интересно, что последним пристанищем этого автобуса перед реставрацией был Ставропольский край — санаторий Казахстан в Ессентуках. По одной из версий он попал в автопарк этой организацию сразу по окончанию XII Всемирного фестиваля Москва-85.

В молодости санаторный ЛАЗ использовали для трансфера от вокзала и аэропорта, поездок на экскурсии с отдыхающими. Иначе говоря, наш знакомый жил исключительно сладкой курортной жизнью в сухом гараже и с интеллигентными пассажирами. Потом, когда экскурсионный бизнес перешел в руки коммерческих фирм со своим автопарком юрких «Газелей» и «Богданов», прожорливый ЛАЗ оказался не у дел: ездить на нём стало некуда, а возить — некого. Тогда руководство санатория задумало использовать 699‑й как… мобильный рекламный носитель. Борта автобуса в заводской окраске заклеили рекламными баннерами и стали ставить на видных местах в центре Ессентуков, чтобы привлечь им новых отдыхающих.

1.Алюминиевая решетка на передке, «москвичёвские» фары и квадратная эмблема с буквой «Л» внутри — отличительные признаки ЛАЗ-699Р 1984 года. 2.Свое место на подиумах заняли оригинальные пассажирские кресла, обшитые дермантином с широкой тканевой вставкой. 3.Как новые выглядят багажные полки с блоками индивидуальной вентиляции и подсветки. 4.К радиоустановке подключен микрофон гида. 5.Рулевое колесо по советской моде обмотано вставкой из молдингов.
1.Алюминиевая решетка на передке, «москвичёвские» фары и квадратная эмблема с буквой «Л» внутри — отличительные признаки ЛАЗ-699Р 1984 года. 2.Свое место на подиумах заняли оригинальные пассажирские кресла, обшитые дермантином с широкой тканевой вставкой. 3.Как новые выглядят багажные полки с блоками индивидуальной вентиляции и подсветки. 4.К радиоустановке подключен микрофон гида. 5.Рулевое колесо по советской моде обмотано вставкой из молдингов.

В 2018 году ЛАЗ завершил свою рекламную миссию, успел встать на прикол, а позже был выставлен на продажу на аукционе. В торгах участвовало пять заинтересованных лиц, стартовая цена лота 150 тыс. рублей. После повышения ставки до 300 тыс. покупателей осталось всего. Конечная стоимость покупки составила 600 тыс. рублей, что является абсолютным рекордом для утильной машины. Средняя стоимость для советских автобусов из прошлого столетия, выкупаемых реставраторами, составляет 200 тыс. рублей.

Машина пребывала не на ходу и явно требовала ремонта для того, чтобы благополучно сбежать из Ессентуков. Рассказывает владелец ООО «Вегабус» Петр Куцин: «ЛАЗ простоял в гараже санатория без дела больше пяти лет. Вначале мы попытались пригнать его в Москву своим ходом, но двигатель не выдержал. Пришлось погрузить автобус на трал. К реставрационным работам приступили сразу по прибытию на сервис. Изначально хотели восстановить за месяц, но получилось дольше».

В техцентре «Вегабус» трудятся десять специалистов: пять слесарей, два жестянщика, маляр, сварщик и автоэлектрик. Они занимаются ремонтом не только старинной, но и современной техники. Сюда в Видное приезжают на ремонт автобусы рейсовые автобусы — в списке контрагентов СТО десятки компаний, в том числе пассажирские перевозчики, обслуживающие регионы. «Мы совместили ТО и ремонт современной техники с реставрацией старых автобусов, — рассказывает Петр Куцин. — Нам доверяют свои раритеты наши друзья и знакомые, такие же фанаты старины как и мы».

Экстерьер и интерьер ЛАЗ‑699Р был восстановлен в первозданном в первозданном виде, что называется вплоть до последнего винтика. Свое место на подиумах заняли оригинальные пассажирские кресла, обшитые дерматином с широкой тканевой вставкой. Полностью аутентичны багажные полки с блоками индивидуальной вентиляции и подсветки, как новые выглядят плафоны освещения на потолке. Полный порядок и на рабочем месте водителя — все приборы на своих местах, стрелки часов показывают точное время, а к радиоустановке подключен микрофон гида. Рулевое колесо по советской моде обмотано вставкой из молдингов.

Восстановление старой автотехники — это еще и бизнес. Сегодня на рынке присутствует множество деталей «под старину», изготовленных в Китае. Но на фестивальном ЛАЗе — все советское, нет ни единого стеклышка с нынешних времен. «Мы завели аккаунт в соцсетях, посвященный реставрации автобуса, — объясняет Петр Куцин. — Необходимые для восстановления запчасти нам дарили водители‑энтузиасты со всей страны. Они присылали найденные в чуланах, гаражах и на чердаках крылья присылали, колесные колпаки, зеркала, всякие фонарики и катафоты фонари. Приходила помощь и от организаций. Отдельное спасибо компании "Ойл-Форби", официальному дистрибьютору ExxonMobil, которая обеспечила нас смазочными материалами Mobil Delvac.

Выдвижная ступенька у передней двери была характерна только для «люксовых» версий ЛАЗов. Реставрации дожидается еще один туристический ЛАЗ по имени «Лёва». Владелец ООО «Вегабус» Петр Куцин считает советские автобусы своим главным увлечением.
Выдвижная ступенька у передней двери была характерна только для «люксовых» версий ЛАЗов. Реставрации дожидается еще один туристический ЛАЗ по имени «Лёва». Владелец ООО «Вегабус» Петр Куцин считает советские автобусы своим главным увлечением.

Петр предлагает мне проехать на легендарной машине. Двигатель запустился со второго раза, после ручной прокачки топлива в моторном отсеке. Впрочем, это вполне нормальная история для нашего старичка, простоявшего некоторое время на стоянке. Автобус ЛАЗ‑699Р оснащен восьмицилиндровым V‑образным бензиновым двигателем ЗИЛ-375Я5 рабочим объемом 7 л, мощностью 180 л. с. Это форсированная версия «стотридцатого» движка получившая прозвище «Обжора». 375‑й ставили на ЛиАЗ‑677, а вот младшие модели ЛАЗов — 695 и 697 — обходились моторами от 130‑го. К слову, в те времена в Советском Союзе не соглашались со всем миром и считали, что дизельный двигатель не подходит для пассажирского автобуса. В паре с двигателем работает пятиступенчатая механическая коробка. Двухконтурная пневматическая система тормозов и гидроусилитель руля значительно облегчали работу водителя и повышали безопасность поездки и были обязательным оснащением для автобусов. Согласно техническим характеристикам ЛАЗ‑699Р развивал скорость до 102 км /час, расход топлива составлял от 35 до 50 литров на 100 км, емкость топливного бака 282 л.

Сегодня «Рома» — такое имя дали своему подопечному реставраторы — труженик. ЛАЗ‑699Р участник междугородних автобусных туров для любителей старины. Новый проект, задуманный в «Вегабусе» называется «экскурсии на советском транспорте». А еще автобус — желанный гость на автомобильных выставках и фестивалях, например, в мае этого года машина участвовала в международном фестивале SPbTransportFest в Северной столице (см. «Автопарк» №4/2021), а в июне отметилась на тульском фестивале «Автострада». Кроме этого «Рома» — настоящее украшение торжественных мероприятий и, конечно, звезда YouTube. Кстати, фестивальный автобус не единственный представитель Львовского автобусного завода в коллекции «Вегабусовцев». Реставрации дожидается еще один туристический ЛАЗ по имени «Лёва», для него задуман индивидуальный кастом-проект. Но это будет уже другая история.

Михаил Ожерельев, фото автора

Поиск товара