Контрольная работа

Фото Контрольная работа

Журнал "Автопарк" совместно с компанией New Moscow Bus продолжает наблюдение за газовым автобусом Yutong ZK6118, в двигатель которого залито синтетическое моторное масло Mobil Delvac 1 LE 5W-30. Цель эксперимента - оптимизация межсервисного интервала в реальных условиях эксплуаутации.

Перевозчик ожидает продления межсервисного интервала до 20 тыс. км. Это почти двукратное улучшение показателя по сравнению с рекомендациями производителя мотора компании Yuchai.

Большой городской Yutong задействован в корпоративных перевозках. Автобус курсирует между подмосковным бизнес-центром и станцией метро. «Заказные перевозки — конек нашего предприятия, — говорит руководитель департамента транспорта ООО "Нью Москоу Бас" Олег Власов. В период пандемии пробег машин, обслуживающих корпоративных клиентов, сократился, но сейчас пассажиропоток восстанавливается».

Дневной пробег автобуса — около 150 км, но условия эксплуатации жесткие — с максимальным пассажиропотоком, плотным трафиком и, соответственно, малыми значениями средних скоростей. Естественно, в этой истории большое значение придается правильному выбору моторного масла.

Перевозчик использует в газовых «Ютонгах» всесезонное полностью синтетическое масло для высоконагруженных двигателей Mobil Delvac 1 LE 5W-30 (API CJ-4/SN; АСЕА Е4), работающее в наиболее широком диапазоне температур и уменьшающее риск масляного голодания на трущихся поверхностях шатунно-поршневой группы при холодном пуске.

1. Сервисный интервал для автобуса рассчитывается по километражу.
1. Сервисный интервал для автобуса рассчитывается по километражу.

Отметим, что испытания проводятся на автобусе в постгарантийный период. Пробег машины с начала эксплуатации — 148 000 км, пробег на испытуемом масле — 20 000 км. Основным критерием для внесения изменений в график сервисных работ послужила программа мониторинга масла Mobil Serv Lubricant Analysis (MSLA) компании ExxonMobil. Важной частью работы являются грамотный (согласно технологии), своевременный (в соответствии с определенным пробегом) отбор и проведение проб в сертифицированной лаборатории. Предусмотренные программой регулярные анализы работающего масла позволяют определять текущее состояние двигателей в режиме эксплуатации и контролировать тенденции износа их компонентов, в том числе в случае их вероятного возникновения, выявлять на ранних стадиях неисправности, влияющие на эксплуатационные характеристики двигателя, а также определять и контролировать степень загрязнения.

За период испытаний в лабораторию отправились пять проб. «Учитывая особенности двигателя и условия эксплуатации газового автобуса, все результаты можно признать хорошими», — комментирует ход эксперимента инженер ООО «Ойл Форби» Александр Лащев. При пробеге 20 000 км индикаторы износа типичны, щелочное число не достигло половины от своего начального значения, а вязкость во всех образцах находится в пределах нормы. «Что касается повышенного содержания воды, этот факт можно объяснить движением по маршруту с малыми скоростями или длительной работой двигателя на холостом ходу», — заключает эксперт.

2. Новая спецификация АСЕА Е4 позволяет применять Mobil Delvac 1 LE 5W-30 в широком перечне техники, включая дизельные автобусы более раннего выпуска.

3. Экономисты предприятия подсчитали, что увеличение сервисного интервала до 20 000 км обеспечит снижение затрат на обслуживание техники на 60 %.

4. Каждая проба работающего масла получает индивидуальную маркировку.
2. Новая спецификация АСЕА Е4 позволяет применять Mobil Delvac 1 LE 5W-30 в широком перечне техники, включая дизельные автобусы более раннего выпуска. 3. Экономисты предприятия подсчитали, что увеличение сервисного интервала до 20 000 км обеспечит снижение затрат на обслуживание техники на 60 %. 4. Каждая проба работающего масла получает индивидуальную маркировку.

Александр Лащев - инженер ООО «Ойл Форби», официального дистрибьютора ExxonMobil

фото

Целью испытаний моторного масла Mobil Delvac 1 LE 5W-30 с новой формулой является определение оптимального интервала его замены в условиях пассажирских перевозок Москвы и ближайшего Подмосковья в различных климатических условиях, в широком температурном интервале окружающей среды. В случае положительных результатов испытаний возможно применение продукта как единого, наряду с газовыми двигателями, и в другой технике автопарка компании ООО «НьюМоскоуБас».

В процессе работы газовых двигателей с искровым зажиганием при сгорании газа образуется больше воды. Увеличение ее содержания и длительное воздействие на масло ускоряет его окисление, приводит к частичному разложению присадок и образованию отложений в двигателе. Причинами повышенного образования воды в двигателе при его работе, кроме естественной при сгорании газа, могут быть содержание паров воды в газе, в котором их осушка на заправке не была произведена должным образом, отсутствие прогрева двигателя перед началом движения в зимнее время, длительная работа двигателя на холостом ходу или движение автобусов с малыми значениями средних скоростей. Испытания показывают, что при применении качественного осушенного газа в двигателях некоторых автобусов наблюдается повышенное содержание воды в масле. Через некоторое время ее количество приходит в норму, что позволяет сделать предположение о влиянии полного отсутствия или недостаточного прогрева двигателя перед рейсом, а также о движении по маршруту с малыми скоростями или длительной работе двигателя на холостом ходу. Возможно и одновременное влияние всех этих факторов. Параметры масла в ходе испытаний находятся в пределах норм.

В ходе испытаний не потребовалось принятия никаких мер ни для масел, ни для двигателей. Мониторинг параметров работающего масла несет дополнительную пользу потребителям, так как не только позволяет правильно определить интервал замены масла, но и служит инструментом текущей оценки состояния и работоспособности техники и принятия превентивных мер в случае необходимости.

Журнал "Автопарк"

Михаил Ожерельев, фото автора

Поиск товара