Как проверить уровень масла в двигателе

Иллюстрация к статье Как проверить уровень масла в двигателе

Моторное масло является неотъемлемой частью конструкции двигателя внутреннего сгорания, без него эксплуатация автомобиля невозможна.

Масло выполняет несколько задач, главные из которых: смазывает трущиеся детали, охлаждает двигатель отводя излишки тепла от горячих поверхностей, уплотняет контакт поршня в цилиндре для сохранения компрессии двигателя. Каждый двигатель имеет внутренний объём, которому соответствует строго рассчитанный объём заливки масла (не путать с литражом двигателя). В зависимости от размера и мощности двигателя объём заливки колеблется от 3,5 до 6 литров. Наиболее популярная фасовка масла в канистры 4 л.

В процессе эксплуатации двигателя масло циркулирует по внутренним поверхностям двигателя с помощью масляного насоса, который забирает масло из поддона картера и подаёт во внутренние каналы блока цилиндров к местам смазывания. После остановки двигателя часть масла остаётся на смазываемых поверхностях, но основной объём масла, залитого в двигатель, стекает поддон картера. Масляный щуп, постоянно находящийся в блоке цилиндров входит в объём масла и позволяет измерить уровень масла в поддоне, что позволяет судить о достаточности объёма масла для выполнения своих функциональных задач.

Когда нужно проверять уровень масла

Большинство автовладельцев, которые пользуются услугами автосервиса, полностью доверяют обслуживание своего автомобиля механику. Это правильно, однако, не исключает обязанность автовладельца проверять уровень масла в течение межсервисного интервала, т.е. в промежуток времени от одного обслуживания до другого. Эта простая процедура позволит вовремя увидеть неполадки и предупредить наступление дорогостоящего ремонта.

У автовладельца должно войти в привычку проверять состояние асфальта под двигателем: нет ли там масляных потёков, а также пару раз в месяц поднимать капот и проверять уровень масла. До, во время и после больших пробегов в сотни километров, также полезно проверить уровень масла, т.к. смена режима работы мотора с городского цикла на загородный может нарушить сложившийся баланс работы двигателя и выявить неисправности. При любом постороннем звуке, появившемся в работе двигателя необходимо в первую очередь проверить уровень масла.

Подготовка к проверке масла

Эта несложная процедура пройдёт спокойно и легко, если правильно к ней подготовиться заранее: подготовить перчатки чтобы открыть капот и не испачкать руки подкапотной грязью и маслом, чистую бумажную ветошь для протирки щупа, салфетки для протирки рук после окончания процедуры, чтобы на испачкать руль и интерьер салона – вот и вся подготовка.

фото

Как проверить уровень масла в двигателе автомобиля

  • Автомобиль должен стоять на ровной поверхности, чтобы масло было распределено равномерно по всему поддону картера мотора.
  • Открыть капот, зафиксировать его в поднятом положении.
  • Найти щуп, вытащить его из блока цилиндров, протереть приготовленной ветошью и вставить обратно. Достать повторно и оценить уровень масла.
  • На кончике щупа есть две отметки: нижняя (близкая к кончику щупа) и верхняя (удалённая от кончика щупа), масло на щупе должно быть между этими двумя отметками.
  • Проверка может производиться как на холодном, так и на горячем двигателе.
  • При проверке на горячем двигателе, необходимо заглушить двигатель и выждать 5-10 минут чтобы масло стекло в поддон картера.
  • Если уровень в норме, вставить щуп обратно в блок цилиндров, закрыть капот, снять перчатки, вымыть или протереть руки.

Что делать, если уровень масла низкий или высокий

Низкий уровень

Если уровень масла ниже нижней отметки, то необходимо долить масло до нормального уровня. Эксплуатация автомобиля с низким уровнем масла приведёт к снижению давления в системе и масляному голоданию в местах смазывания, что в свою очередь приведёт к поломке мотора.

Снижение уровня масла может быть вызвано течью в местах уплотнений деталей двигателя: сальники коленвала, прокладка клапанной крышки, прокладка поддона картера, маслосъёмные колпачки и др. Также масло может угорать, прежде всего из-за залегания маслосъёмных колец, что приводит к остаткам масла на стенках цилиндра при рабочем ходе поршня – в сгораемом топливе также сгорают остатки масла.

Доливать масло в случае снижения уровня через специальную пробку на клапанной крышке с изображением маслёнки, на некоторых пробках может быть надпись Engine Oil. Не перепутать с пробкой долива охлаждающей жидкости на радиаторе!

фото

Высокий уровень

Если уровень масла высокий, то это может говорить о таких проблемах: переразжижению масла топливом в результате его неполного сгорания или попаданию в масло охлаждающей жидкости. Оба случая требуют немедленного визита в автосервис. Потеря мощности, нестабильная работа мотора, посторонний шум, почернение выхлопа, эмульсия в масле – эти симптомы также говорят о проблемах с мотором. В таком случае откладывание немедленного визита в автосервис может привести к дорогостоящей поломке мотора.

Если уровень масла высокий вследствие его перелива при замене, то излишки рекомендуется слить с помощью медицинского шприца и шланга капельницы. Шланг капельницы отрезать немного длиннее размера щупа, надеть на носик шприца, вставить шланг в отверстие для щупа и откачать шприцом излишки. Откачку производить аккуратно, регулярно проверяя щупом уровень масло. Откачиваемое масло сбрасывать в пустую пластиковую бутылку, не выбрасывать в мусорный контейнер, отдать на утилизацию в автосервис.

Дополнительные способы контроля масла

Главным датчиком масляной системы во все времена является показатель нормы давления масла в системе – контрольная лампа с изображением маслёнки с капающей с носика каплей. При запуске двигателя эта лампа гаснет по мере нагнетания давления в системе масляным насосом. Если лампа не гаснет, то автомобиль лучше заглушить и отвезти в автосервис на эвакуаторе. Также при проблеме в двигателе может зажигаться лампа “Check Engine” – это также является поводом для визита в автосервис для подключения системы к автосканеру, проверки и устранения источника проблемы.

Советы по проверке масла

Цвет масла на щупе может быть тёмно-коричневым до чёрного, сильно отличаться от золотистого цвета нового масла. Не следует пугаться, почернение масла при эксплуатации – это нормально. Прочитать подробнее в нашей статье «Почему чернеет масло в двигателе автомобиля».

Заключение

  • Регулярная проверка уровня масла – это обязанность автовладельца.
  • Уровень масла определяется как норма, если на кончике щупа он находится в промежутке между нижней и верхней риской.
  • Падение уровня масла может свидетельствовать о протечках в моторе, что требует его ремонта. Если не отремонтировать вовремя, то продолжение эксплуатации может привести к поломке двигателя и дорогостоящему ремонту.
  • Проверять масло надо 2 раза в месяц, следить за потёками на асфальте под двигателем.
  • Если предстоят длинные поездки, то проверить уровень масла до, во время и после поездки.

Прочить больше про масло можно на нашем сайте дистрибьютора смазочных материалов в разделе Статьи про масло.

На ту же тему
Новости
Установите приложение Cstore на Ваш смартфон!
Команда LADA Sport ROSNEFT стала лучшей на 5-м этапе кольцевых гонок в Москве
Поздравляем с Днём работника нефтяной и газовой промышленности!
Обязательная маркировка моторных масел в 2025 году. Компания "Ойл-Форби" готова!
Мы снизили цены на Mobil, промышленные, легкомоторные и масла для коммерческого транспорта со скидкой! Держим цены до конца лета!
Блог
ExxonMobil объявляет результаты за второй квартал 2025 года
РЕЗУЛЬТАТЫ ПАО «НК «РОСНЕФТЬ» ЗА 1 полугодие 2025 Г. ПО МСФО
ExxonMobil - надёжный поставщик энергии для искусственного интеллекта
Глобальные тренды рынка смазочных материалов до 2030 года. Новый отчёт Mordor Intelligence
Российский рынок электронной торговли на фоне глобального рынка. Прошлое, настоящее и будущее. По итогам YandexEcomOpenAir
Про масло
Как проверить уровень масла в двигателе
Редукторное масло: виды, классификация и как выбрать
Лучшие бюджетные масла для вашего автомобиля: экономия без компромиссов
Почему пенится моторное масло: причины, последствия и как это исправить
Как определить поддельное моторное масло: практическое руководство