Какое масло лучше: синтетика или полусинтетика?

Иллюстрация

Введение

Выбор правильного моторного масла интересует каждого владельца автомобиля, которому небезразлична его судьба в части продления ресурса механизмов и сохранения собственного ощущения удовольствия за рулём. Пока электрички только выходят на просторы наших дорог и являются скорее модным аксессуаром, автомобили с ДВС продолжают остаются нашим надёжным средством мобильности, где моторное масло выполняет свою важнейшую функцию поддержания работоспособности.

Почему выбор масла важен для двигателя?

Масло является неотъемлемым конструктивным элементом двигателя внутреннего сгорания, обеспечивает смазку и защиту мотора от износа. По мере эксплуатации детали двигателя изнашиваются, снижаются рабочие характеристики двигателя, как-то: мощность, крутящий момент, приёмистость, что приводит к снижению качества мобильности. Автомобиль плохо разгоняется, плохо справляется с нагрузкой, растёт шумность, поэтому удовлетворённость от владения автомобилем падает, от него избавляются.

Хорошее масло замедляет процесс старения автомобиля, продлевает ресурс и положительные эмоции от его эксплуатации.

Кратко о популярных запросах: что лучше, синтетика или полусинтетика?

Понятия «хорошо», «плохо», «лучше», «хуже» являются относительными и не имеют смысла вне обсуждаемого контекста. Одни и те же действия в разных ситуациях могут иметь прямо противоположную оценку.

То же и с маслом. Синтетическое и полусинтетическое масла, несмотря на одинаковое предназначение, имеют свою специфику и особенности, поэтому они не хуже и не лучше, они на разные случаи жизни.

С точки зрения цены синтетика дороже, что по мнению одного сегмента потребителей является недостатком, т.е. синтетика «хуже». Но есть потребители премиального сегмента, которые понимают высокую цену, как набор потребительских свойств, стоящих своих, больших денег. Для таких слишком дёшево – это плохо, т.е. полусинтетика «хуже».

С точки зрения потребительских свойств, синтетика имеет наибольший набор присадок и характеристик, имеет лучшую текучесть, лучше всего применима к новым автомобилям, для них синтетика «лучше». Однако, для старого автомобиля, двигатель которого изношен, на стенках нагар, шлам, лак, сальники задубели, заливка такого активного масла может оказаться «худшим» выбором. Активную текучесть масла не вынесут сальники коленвала, что приведёт к необходимости ремонта, активные моющие присадки смоют шлам, который забьёт масляные каналы блока цилиндров и валов, что может привести к отказу мотора. Это как курильщика пенсионного возраста заставить пробежать марафон. Все знают, что бег – это полезно, но все также знают, что нужна подготовка и соответствие задачам.

фото
Два бренда от одного производителя. Масло слева выпущено под более дорогим брендом, разлито в металлическую канистру, но оно является полусинтетическим, а значит уступает в качестве тому, что справа, в пластиковой канистре но синтетическому.

Основные функции моторного масла

Смазывание деталей двигателя для снижения трения и износа – это первая функция моторного масла. Текучесть масла при разных температурных режимах является непременным условием для эффективного смазывания, т.к. масляный насос должен своевременно подать на смазываемые участки порцию свежего масла. При холодном пуске мотора утром масло густое, оно должно быстро попасть на область трения, через тонкие масляные каналы, например на коренные подшипники, невзирая на свою высокую вязкость. В разогретом моторе масло становится более текучим, менее вязким, при этом должно сохранить свою густоту для уплотнения зазора между цилиндром и поршнем.

Для лучшего смазывания в масло добавляют антиокислительные, загущающие, противоизносные присадки.

Синтетика лучше сохраняет оптимальную текучесть на холоде и в жару, особенно в экстремальных погодных условиях и при высоких нагрузках на двигатель. Полусинтетика успешно работает в усреднённых условиях эксплуатации.

Защита от износа и коррозии является следующей задачей моторного масла. ДВС преобразовывает энергию сгорания топлива в крутящий момент, поэтому он горячий, поэтому высокая температура способствует температурной деградации масла, оно снижает свои смазывающие способности, возрастает износ деталей. Реакция масла с продуктами сгорания при повышенной температуре способствует окислению масла, растёт кислотное число, что усиливает коррозию деталей мотора. Для защиты от коррозии в масло добавляют ингибиторы коррозии.

Синтетика более стабильна при высоких температурах и имеет более высокую стойкость к окислению. Наличие синтетической основы в полусинтетике повышает стабильность масла по сравнению с минеральным, и может использоваться в условиях средних нагрузок.

Удаление отложений и грязи которые состоят из продуктов абразивного износа деталей мотора и продуктов деградации масла, поддержание их во взвешенном состоянии во избежание отложения их на деталях мотора – вот следующая важная задача масла. Для обеспечения этих свойств в масло добавляются моющие и диспергирующие присадки.

Разница между синтетическим и полусинтетическим маслом

Что такое синтетическое масло

Особенности состава и производства

Моторное масло – это смесь базового моторного масла и присадок, которые необходимы для получения заданных потребительских свойств. В синтетике основой является базовое масло, синтезированное из исходного углеводородного сырья, которым может быть как продукты нефтепереработки, так и газ. Отсюда и сленговое название категории продуктов «синтетика». Синтезирование базового масла нужно для получения молекулярных цепочек заданной длинны и состава, которых не получается достичь при перегонке нефти.

Выделяют базовые масла 5 категорий: I и II относятся к минеральным, III, IV, V относятся к синтетическим с возрастанием качества от третьей группы к пятой.

фото
Два синтетических масла от одного производителя. Масло в чёрной канистре прямо указывает на содержание базового масла ПАО. Это масло имеет лучшие потребительские свойства.

Преимущества и недостатки

Масла третьей группы получены методом гидрокрекинга, что позволяет разорвать длинные молекулярные цепочки. Но принципиальное изменение состава молекулярных цепочек достигается только в маслах четвёртой группы (ПАО) и пятой группы (эстеры). Как нетрудно догадаться, чем выше группа, тем выше стоимость производства, что может в несколько раз удорожать конечный продукт. Синтетическое базовое масло, например, ПАО получается настолько стойким, что в ряде позволяет достигать некоторых свойств без использования присадок. Недостатком является более ограниченная растворимость в нём присадок, для чего используют минеральное масло.

Учитывая разнообразие типов базовых масел и их свойств, «синтетика» – это своего рода сленговый, маркетинговый термин, который используется для подчёркивания более высоких свойств продукта по сравнению с традиционным минеральным. Термины на этикетках Fully Synthetic, Synthetic, Advanced Fully Synthetic, Advanced Synthetic Technology могут говорить о принадлежности к той или иной группе синтетического базового масла. Ранжирование продуктов по качеству происходит внутри ассортимента бренда, о чём он и сообщает на своих этикетках.

фото
Пример маркетинга двух известных производителей масла. Какие выводы о составе масла можно сделать о составе масла на основании надписей на этикетке. Оба хорошие или лучше то, у которого больше допусков и классификаций?

Синтетика создала категорию всесезонных масел, за что мы благодарны компании ExxonMobil, которая является изобретателем категории. Самой распространённой вязкостью здесь является 5W, которая обеспечивает холодный пуск при температуре до -300С. Маловязкие масла для современных двигателей с классом зимней вязкости 0W обеспечивают холодный пуск при температуре до -350С.

Что такое полусинтетическое масло

Состав и технология производства

В полусинтетическом моторном масле в качестве основы используется смесь синтетического и базового моторных масел. Пропорции смешивания являются тайной производителя. В конечном счёте, свойства конечного продукта определяет формула продукта, где соотношения синтетического и минерального масел, а также состав присадок определяют его характеристики. Там, где до требуемых свойств не дотягивает минеральное базовое масло, усиление свойств конечного продукта происходит за счёт добавления синтетической основы и дополнительных присадок.

Создание продукта начинается с определения требуемых свойств, под которые создаётся своя рецептура.

На этикетках канистр могут встречаться подкатегории: Semi Synthetic (полусинтетика), Synthetically Fortified (усиленная синтетикой), Synthetic based (на основе синтетики). Все эти категории могут говорить о количестве синтетической основы в товарном масле. Каждый производителей имеет своё ранжирование по качеству и выбор между разными брендами по данному показателю не совсем корректно. Не имеет смысла концентрироваться здесь на количестве синтетического масла: треть, половина или больше, лучше оценивать заявленные производителем характеристики, и их соответствие вашим потребностям.

фото
Те же производители предлагают полусинтетическое масла. Какое лучше? Смотрим допуски и классификации в карточке товара и выбираем подходящее к нашему автомобилю.

Преимущества и недостатки

Преимуществом полусинтетики является её лучший баланс по соотношению цена-качество. Мягкие погодные условия, сбалансированная манера вождения, нормальное состояние мотора, его простая, отработанная конструкция – вот аспекты позволяющие сделать выбор в пользу синтетики.

Полусинтетика также является всесезонной, но, как правило, в данной категории не бывает вязкости ниже 10W, которая обеспечивает холодный пуск при температуре до -250С.

Сравнение синтетики и полусинтетики

Для автомобилей с пробегом

По мере старения автомобиля возрастает износ цилиндропоршневой группы, из чего увеличивается прорыв газов сгорания в картер двигателя, что увеличивает угар масла, повышая его расход. Таким образом, если мотор начинает «есть» масло, лучше перейти на более дешёвое, полусинтетическое. Граница наступления старости зависит от манеры езды, условий эксплуатации, заботы хозяина о своём друге. Для новых автомобилей конечно же надо использовать синтетику от хорошего производителя.

Для старых двигателей

Здесь лучше использовать полусинтетику, т.к. большая текучесть синтетики и активность моющих присадок может сорвать наслоения шлама, особенно в области сальников и уплотнителей, нарушить герметичность двигателя, способствовать утечкам масла, повысить расход и создать прецедент преждевременного ремонта двигателя. Также, более высокая моющая способность может способствовать отслоению нагара и забивать каналы масляной системы. Что также приведёт к преждевременной поломке мотора.

Для зимних условий

При эксплуатации в холодных регионах выбор однозначен – только синтетика, т.к. лучше сохраняет свою текучесть при отрицательных температурах. Задиры ЦПГ при холодных пусках при масляном голодании – во причины преждевременного износа мотора. Хотите продлить жизнь мотору – используйте синтетику.

фото
Два масла от международного уважаемого бренда. Слева - синтетическое, справа - наполовину, но на этикетке об этом не сказано. Внимательно читайте описание в карточке товара.

Стоимость и экономическая выгода

Стоимость владения автомобилем зависит от цены масла, состояния мотора, влияющего на угар, количества доливок, межсервисного интервала, стоимости работ по замене масла. Таким образом, цена канистры масла – это только часть картины. И выбор более дешёвого масла по критерию цены канистры может обернуться более дорогой альтернативой дорогому маслу, т.к. межсервисный пробег будет снижен, более низкая защита мотора обернётся внеплановым ремонтом.

Какое масло лучше для разных типов автомобилей

Новые автомобили

Новый автомобиль на гарантии требует строгого соответствия масла рекомендациям автопроизводителя, иначе вам могут отказать в гарантийном ремонте. Для успешного прохождения гарантийного срока эксплуатации, который составляет от 3х до 5 лет, лучше использовать качественное синтетическое масло от надёжного производителя. Оно содержит максимальное количество присадок и обеспечит надёжность работы мотора.

Автомобили с турбонаддувом

Особенностью турбированных моторов является наличие турбины наддува, которая работает даже в более жёстких температурных условиях, чем сам мотор. Турбину смазывает моторное масло. Турбина работает на высоких оборотах при высокой температуре, масло должно быть стабильным при высокой температуре (не образовывать лаков) и достаточно текучим, но стабильным, чтобы успевать смазывать подшипники турбины. Такой комплекс характеристик достигается только на качественном маловязком синтетическим масле.

Двигатели с большим пробегом

Если автомобиль находился в одних руках, владелец обеспечивал требуемую заботу, не экономил на масле, регулярно его менял, не превышал межсервисный интервал, то можно продолжать использовать синтетическое масло, но перейти на более высокий класс вязкость, например с 40 на 50, использовать масла с акцентом на моющие свойства.

Если состояние двигателя не идеально, судьба его предыдущего владельца неизвестна, то здесь главной задачей становится бережная эксплуатация, не допуская поломок. Здесь можно перейти на полусинтетику, как более щадящую изношенность мотора.

Автомобили, используемые в холодных регионах

Для холодных регионов лучшим выбором будет синтетика, как обеспечивающая наилучшую текучесть масла. Все прочие аргументы здесь отходят на второй план.

Можно ли смешивать синтетическое и полусинтетическое масла?

Смешивать моторные масла различных производителей и видов можно в экстренных случаях, когда уровень масла упал ниже минимальной отметки на щупе, или упало давление масла вследствие падения уровня, а под рукой есть только то, что есть. Ни в коем случае не заливать в мотор другие масла, например, гидравлическое, трансмиссионное и пр. Далее необходимо выполнить диагностику двигателя и установить причины падения уровня масла - это течь или уровень давно не проверялся.
Если двигатель находится в ситуации масляного голодания давно, до лучше заменить полностью масло.

Возможные последствия

Сами по себе синтетическое и минеральное базовые масла совместимы между собой и конфликта между ними не возникает. Более того, каждое синтетическое масло содержит в себе долю минерального для лучшего растворения присадок. Но проблемы могут быть с конфликтом рецептур и присадок.

Масло - это сложная композиция базового масла и присадок выполненная в реакторе при заданных условиях и тщательно подобранной рецептуре исходных компонентов. Добавление в эту композицию другого масла в другой рецептуре может вызвать дисбаланс оригинального состава, какие-то присадки могут выпасть в осадок, свойства масла изменятся, эффективность смазывания и защиты снизится.

Разбавление синтетического масла полусинтетическим приведёт к снижению свойств оригинального масла, что вызовет перепробег масла.

В конечном счёте, все эти эксперименты со смешиванием разных масел повлияют на повышение износа мотора в среднесрочной перспективе.

Рекомендации производителей

Наш старейший поставщик, компания ExxonMobil, не рекомендует смешивание различных масел, т.к. она несёт ответственность за качество своего продукта. Более того, она даже не рекомендует использование промывочного масла, т.к. остатки масла после промывки, остающиеся в системе могут повлиять на качество свежего залитого масла.

Нужно ли переходить с синтетики на полусинтетику (или наоборот)?

Когда это оправдано?

Каждый значительный производитель масла предлагает широкий ассортимент масла, выполняющего разные задачи, как-то: сохранение чистоты двигателя, экономия топлива, дополнительная защита изношенного двигателя, масло для автоспорта, масло с защитой выхлопных систем и др. Поэтому при смене масла лучше ориентироваться на заявленные потребительские свойства и их соответствии состоянию вашего автомобиля. Обязательного перехода с синтетики на полусинтетику по мере старения автомобиля не требуется. Решение о переходе, как правило принимается исходя из задач по экономии на покупке канистры масла. Впрочем, это не слишком ощутимая экономия, если считать весь комплекс затрат на эксплуатацию. Лучше остаться на более дорогом, синтетическом масле и уменьшить риск преждевременного ремонта мотора.

Советы по безопасному переходу

При каждой смене масла рекомендуется осознать свои ощущения от управления своим автомобилем, нравится или нет как он звучит, не возникает ли посторонних шумов, как он едет, насколько быстро разгоняется, есть ли вибрации на корпус. На все эти ощущения влияет сбалансированность работы мотора, на которую в свою очередь влияет моторное масло. Если всё устраивает, но есть желание лучшего, попробуйте более дорогое и качественное масло. Так, в сравнении появится своя собственная осознанность и выбор, в котором уверен. А уверенность за рулём - это главное, что может обеспечить хорошее моторное масло.

При переходе на более качественное моторное масло не требуется никаких специальных действий, включая промывку двигателя. Хорошее масло имеет свои ресурсы для нивелирования последствий использования плохого масла.

Ну а говорить о переходе на масло более низкого качества как-то не поворачивается язык. Чтобы угробить мотор, не надо никаких специальных действий, просто не менять масло вовремя, заливать самое дешёвое "На каждый день". И да, ещё использование дешёвых низкокачественных масляных фильтров наверняка помогут уничтожить мотор.

Полезные советы по выбору моторного масла

Как читать маркировки и спецификации в отдельной статье на эту тему.

Советы от автопроизводителей

Автопроизводитель не регламентирует основу масла, только сообщает ссылки на допуски и классификации. Как правило, все новейшие допуски на современные масла, например, маловязкие, делаются на синтетические масла. Если автомобиль на гарантии, у владельца есть стратегия использования автомобиля в течение ближайших нескольких лет, то лучше использовать синтетику. Так снизятся риски преждевременных поломок и сохранится высокая остаточная стоимость для дальнейшей перепродажи.

Заключение

Подводим итоги: синтетика или полусинтетика – что лучше?

Синтетика лучше для новых автомобилей, особенно современных конструкций для которых рекомендуются маловязкие масла. При движении преимущественно в городских условиях, в пробках требуется более стойкое синтетическое масло.

Для старых автомобилей рекомендуется брать масло более высокой вязкости (вторая цифра в обозначении класса вязкости), например, вместо 5W-30 переходить на 5W-40 и даже 5W-50. Спортивного вождения выпускается масло 10W-60, т.к. в гонках при движении на высоких оборотах двигатель сильно нагревается, масло разжижается, поэтому изначально берут более вязкое масло чтобы снизить разжижение. На гоночных моторах используется масляный радиатор.

Хорошее масло от хорошего производителя может быть и синтетическим и полусинтетическим, если удачно подобран пакет присадок и возможности масла соответствуют условиям эксплуатации. Берите то, что позволяет ваш бюджет. По нашему мнению, дороже, значит лучше.

Рекомендации в зависимости от условий эксплуатации и типа автомобиля

Всякие ошибки при выборе масла в какой-то мере могут нивелироваться снижением межсервисного интервала. ДВС - это достаточно надёжная и отработанная конструкция, даже плохое масло не сможет сильно навредить, если снизить пробег до замены масла.

Общими рекомендациями являются нижеследующие.

Интервал замены масла устанавливается производителем техники. При нормальных условиях эксплуатации легковых автомобилей он, как правило, составляет 15 тыс.км или один год, в зависимости от того, что наступит раньше. Если автомобиль эксплуатируется в жестких условиях, а это: регулярные поездки на малые расстояния; длительная работа двигателя на холостом ходу, поездки с малой скоростью, езда в пробках; буксирование прицепа; езда по горным дорогам; применения топлива низкого качества и т.п., то необходимо менять масло чаще. Обычно, при таких условиях, интервал уменьшают вдвое.

На ту же тему
Новости
Новые премиальные масла Hyundai XTeer уже на складе Ойл-Форби
Russian Drift Series стартует 24 января 2025 года
Производственный календарь 2025
Старт обязательной маркировки смазочных материалов с 01.03.2025
On our 25th merger anniversary … how we’ve kept pace with changing times
Блог
Глобальный прогноз ExxonMobil на развитие мира до 2050 года
Сегодня всемирный день телевидения. Поздравляем всех пользователей нашего сайта и интернета))
WTD. Изобретение подарившее жизнь. Немного о гигиене и санитарии
Как формулировать предложение для ЦА
Про Реконфа, главное событие в контексте Яндекс.Реклама
Про масло
Минеральное или синтетическое масло – что выбрать для авто?
Какое масло лучше: синтетика или полусинтетика?
Как выбрать масло для грузового автомобиля? Полное руководство для владельцев грузовиков
Что лучше для ДВС: синтетика, полусинтетика или минералка?
Как выбрать моторное масло для легкового автомобиля: руководство для автовладельцев