Расход моторного масла в двигателе: нормы, причины и решение проблемы


Расход моторного масла — нормальное явление, ведь смазка защищает детали от износа и охлаждает двигатель.
На основании личного опыта эксплуатации автомобилей различных марок и моделей скажу, что считаю приемлемым, если изменение уровня в течение межсервисного интервала находится в пределах между верхней и нижней отметками на щупе. Но если автомобиль начинает «есть масло» слишком активно, это уже тревожный сигнал. Повышенный расход масла может привести к перегреву, ускоренному износу деталей и даже к капитальному ремонту двигателя.
Какой расход масла считается нормальным?
Рекомендуется обратиться к руководству по эксплуатации автомобиля, каждый производитель по-своему регламентирует расход масла.
Mitsubishi Lancer: "Расход моторного масла в значительной степени зависит от нагрузки автомобиля, частоты вращения вала двигателя и т.п. В зависимости от индивидуальной манеры вождения расход масла двигателем вашего автомобиля может достигать 1 л на 1000 км пробега."
VW Transporter: "Расход масла у двигателей неодинаков и с течением срока службы может изменяться. Расход масла зависит от манеры вождения и условий эксплуатации и может составлять до 1 л на 2000 км, у новых автомобилей с пробегом до 5 000 км он может быть ещё выше. Поэтому уровень масла следует регулярно проверять - лучше всего при каждой заправке топливом и перед дальней поездкой."
Дизельные двигатели едят больше, чем бензиновые, турбированные моторы потребляют больше масла, чем атмосферные, двигатели с пробегом свыше 150 000 км едят больше всех, что обосновывается износом цилиндро-поршневой группы. Вне зависимости от конструктива моторов, главным и пожалуй единственным существенным фактором, который необходимо отслеживать, является износ деталей двигателя и его уплотнителей, о чём ниже.
Причины повышенного расхода масла
Естественный износ двигателя
С увеличением пробега зазоры между деталями в цилиндро-поршневой группе становятся больше, маслосъёмное кольцо залегает в канавки поршня, зазор между поршнем и цилиндром увеличивается, масло оставшееся на стенках цилиндра при положении поршня в ВМТ, не удаляется эффективно при рабочем ходе поршня, остаётся на стенках цилиндра, и сгорает в рабочем объёме цилиндра вместе с топливом.
Некачественное или неподходящее масло
Масло с неправильной вязкостью или без необходимых допусков быстрее выгорает. Например, маловязкое масло 0W-20 залитое в двигатель с требованием 5W-30 не выполняет своих задач по уплотнению зазора между поршнем и цилиндром, происходит прорыв горячих газов в картер двигателя, повышает температуру масла находящегося в поддоне картера, что приводит к его деструкции, испарению и даже угару.
Течь сальников и прокладок
Изношенные прокладки головки цилиндров, клапанной крышки, поддона картера, а также сальники коленвала, маслосъёмные колпачки клапанов становятся источником утечек. Определить утечки в первую очередь можно по характерным масляным следам под автомобилем и резкому падению уровня масла.
Проблемы с поршневыми кольцами
Существует два вида поршневых колец: компрессионные и маслосъёмные. Они вставляются в поршневые канавки поршня и отвечают за герметизацию зазора между поршнем и цилиндром. Кольца подпружинены, благодаря чему создают уплотнение. Со временем на поверхностях колец образуется нагар, кольца закоксовываются, теряют свою упругость, залегают в поршневые канавки, что нарушает герметизацию.
Залегание компрессионных колец приводит к прорыву горячих газов из рабочего объёма цилиндра в картер, что ускоряет деструкцию масла, увеличивает его угар. Залегание маслосъёмного кольца приводит к недостаточной очистке стенок цилиндра от масла при движении поршня вниз, остатки масла сгорают вместе с топливом.
Турбина и её износ
У турбированных двигателей моторное масло смазывает и охлаждает турбину. При износе уплотнений турбины масло попадает в рабочую смесь и впрыскивается в камеру сгорания цилиндра, где и сгорает.
Стиль вождения
Агрессивная езда на высоких оборотах повышает температуру двигателя, масло не успевает охлаждать двигатель, двигатель работает на экстремальных режимах, что приводит к прорыву газов в картер, недостаточной очистке стенок цилиндров и в конечном счёте повышенному угару масла. Не случайно на спортивных автомобилях устанавливается радиатор охлаждения масла - только так можно снизить повышенную температуру масла при работе в экстремальных режимах. Если на вашем автомобиле нет радиатора масла, значит он рассчитан на средние режимы эксплуатации.
Как выявить проблему самостоятельно
- Щуп: проверять уровень масла на щупе на каждые 1000 км пробега;
- Подтёки: визуальный осмотр подкапотного пространства на предмет масляных потёков и состояние асфальта под двигателем автомобиля на предмет луж масла;
- Выхлоп: синий дым бензинового двигателя указывает на повышенное сгорание масла. У дизелей синий выхлоп говорит о сбоях ТНВД.
Что делать при повышенном расходе масла
- Пройти диагностику в сервисе для выявления источника проблемы; устранить проблему, поменять масло и фильтр.
- Всегда использовать правильное масло в соответствии с рекомендациями в руководстве по эксплуатации автомобиля.
Профилактика
- Использовать только качественное моторное масло от проверенных производителей соответствующее допускам указанным в руководстве по эксплуатации
- Регулярно проверять уровень масла
- Регулярно менять масло и фильтр в соответствии с установленным межсервисным интервалом
- Вовремя устранять выявленные неполадки в двигателе
Заключение
Расход масла — это нормально, в разумных пределах. Если уровень падает быстрее обычного, ищите причину. Своевременная диагностика и использование качественного масла помогут избежать серьёзных поломок.
Часто задаваемые вопросы
Какой расход масла считается нормальным?
Уточняйте норму в руководстве по эксплуатации автомобиля.
Почему двигатель начинает расходовать больше масла?
Основные причины: износ поршневых колец, течь сальников или прокладок, проблемы с турбиной, некачественное масло, агрессивный стиль вождения.
Как самостоятельно проверить расход масла?
Достаточно контролировать уровень щупом каждые 500–1000 км, осматривать мотор на подтёки и обращать внимание на цвет дыма из выхлопа.
Опасно ли ездить с повышенным расходом масла?
Да. Недостаток масла может привести к перегреву, ускоренному износу и даже заклиниванию двигателя.
Что делать, если двигатель «ест» масло?
Сначала проверьте уровень и долейте масло до нормы. Если расход сохраняется — нужна диагностика: возможно, потребуется ремонт или замена масла на подходящее по спецификациям.
Правильного выбора и профессионального применения!