Расход моторного масла в двигателе: нормы, причины и решение проблемы

Иллюстрация к статье Расход моторного масла в двигателе: нормы, причины и решение проблемы

Расход моторного масла — нормальное явление, ведь смазка защищает детали от износа и охлаждает двигатель.

На основании личного опыта эксплуатации автомобилей различных марок и моделей скажу, что считаю приемлемым, если изменение уровня в течение межсервисного интервала находится в пределах между верхней и нижней отметками на щупе. Но если автомобиль начинает «есть масло» слишком активно, это уже тревожный сигнал. Повышенный расход масла может привести к перегреву, ускоренному износу деталей и даже к капитальному ремонту двигателя.

Какой расход масла считается нормальным?

Рекомендуется обратиться к руководству по эксплуатации автомобиля, каждый производитель по-своему регламентирует расход масла.

Mitsubishi Lancer: "Расход моторного масла в значительной степени зависит от нагрузки автомобиля, частоты вращения вала двигателя и т.п. В зависимости от индивидуальной манеры вождения расход масла двигателем вашего автомобиля может достигать 1 л на 1000 км пробега."

VW Transporter: "Расход масла у двигателей неодинаков и с течением срока службы может изменяться. Расход масла зависит от манеры вождения и условий эксплуатации и может составлять до 1 л на 2000 км, у новых автомобилей с пробегом до 5 000 км он может быть ещё выше. Поэтому уровень масла следует регулярно проверять - лучше всего при каждой заправке топливом и перед дальней поездкой."

Дизельные двигатели едят больше, чем бензиновые, турбированные моторы потребляют больше масла, чем атмосферные, двигатели с пробегом свыше 150 000 км едят больше всех, что обосновывается износом цилиндро-поршневой группы. Вне зависимости от конструктива моторов, главным и пожалуй единственным существенным фактором, который необходимо отслеживать, является износ деталей двигателя и его уплотнителей, о чём ниже.

Причины повышенного расхода масла

Естественный износ двигателя

С увеличением пробега зазоры между деталями в цилиндро-поршневой группе становятся больше, маслосъёмное кольцо залегает в канавки поршня, зазор между поршнем и цилиндром увеличивается, масло оставшееся на стенках цилиндра при положении поршня в ВМТ, не удаляется эффективно при рабочем ходе поршня, остаётся на стенках цилиндра, и сгорает в рабочем объёме цилиндра вместе с топливом.

Некачественное или неподходящее масло

Масло с неправильной вязкостью или без необходимых допусков быстрее выгорает. Например, маловязкое масло 0W-20 залитое в двигатель с требованием 5W-30 не выполняет своих задач по уплотнению зазора между поршнем и цилиндром, происходит прорыв горячих газов в картер двигателя, повышает температуру масла находящегося в поддоне картера, что приводит к его деструкции, испарению и даже угару.

Течь сальников и прокладок

Изношенные прокладки головки цилиндров, клапанной крышки, поддона картера, а также сальники коленвала, маслосъёмные колпачки клапанов становятся источником утечек. Определить утечки в первую очередь можно по характерным масляным следам под автомобилем и резкому падению уровня масла.

Проблемы с поршневыми кольцами

Существует два вида поршневых колец: компрессионные и маслосъёмные. Они вставляются в поршневые канавки поршня и отвечают за герметизацию зазора между поршнем и цилиндром. Кольца подпружинены, благодаря чему создают уплотнение. Со временем на поверхностях колец образуется нагар, кольца закоксовываются, теряют свою упругость, залегают в поршневые канавки, что нарушает герметизацию.

Залегание компрессионных колец приводит к прорыву горячих газов из рабочего объёма цилиндра в картер, что ускоряет деструкцию масла, увеличивает его угар. Залегание маслосъёмного кольца приводит к недостаточной очистке стенок цилиндра от масла при движении поршня вниз, остатки масла сгорают вместе с топливом.

Турбина и её износ

У турбированных двигателей моторное масло смазывает и охлаждает турбину. При износе уплотнений турбины масло попадает в рабочую смесь и впрыскивается в камеру сгорания цилиндра, где и сгорает.

Стиль вождения

Агрессивная езда на высоких оборотах повышает температуру двигателя, масло не успевает охлаждать двигатель, двигатель работает на экстремальных режимах, что приводит к прорыву газов в картер, недостаточной очистке стенок цилиндров и в конечном счёте повышенному угару масла. Не случайно на спортивных автомобилях устанавливается радиатор охлаждения масла - только так можно снизить повышенную температуру масла при работе в экстремальных режимах. Если на вашем автомобиле нет радиатора масла, значит он рассчитан на средние режимы эксплуатации.

Как выявить проблему самостоятельно

  • Щуп: проверять уровень масла на щупе на каждые 1000 км пробега;
  • Подтёки: визуальный осмотр подкапотного пространства на предмет масляных потёков и состояние асфальта под двигателем автомобиля на предмет луж масла;
  • Выхлоп: синий дым бензинового двигателя указывает на повышенное сгорание масла. У дизелей синий выхлоп говорит о сбоях ТНВД.

Что делать при повышенном расходе масла

  • Пройти диагностику в сервисе для выявления источника проблемы; устранить проблему, поменять масло и фильтр.
  • Всегда использовать правильное масло в соответствии с рекомендациями в руководстве по эксплуатации автомобиля.

Профилактика

  • Использовать только качественное моторное масло от проверенных производителей соответствующее допускам указанным в руководстве по эксплуатации
  • Регулярно проверять уровень масла
  • Регулярно менять масло и фильтр в соответствии с установленным межсервисным интервалом
  • Вовремя устранять выявленные неполадки в двигателе

Заключение

Расход масла — это нормально, в разумных пределах. Если уровень падает быстрее обычного, ищите причину. Своевременная диагностика и использование качественного масла помогут избежать серьёзных поломок.

Часто задаваемые вопросы

Какой расход масла считается нормальным?
Уточняйте норму в руководстве по эксплуатации автомобиля.

Почему двигатель начинает расходовать больше масла?

Основные причины: износ поршневых колец, течь сальников или прокладок, проблемы с турбиной, некачественное масло, агрессивный стиль вождения.

Как самостоятельно проверить расход масла?
Достаточно контролировать уровень щупом каждые 500–1000 км, осматривать мотор на подтёки и обращать внимание на цвет дыма из выхлопа.

Опасно ли ездить с повышенным расходом масла?
Да. Недостаток масла может привести к перегреву, ускоренному износу и даже заклиниванию двигателя.

Что делать, если двигатель «ест» масло?
Сначала проверьте уровень и долейте масло до нормы. Если расход сохраняется — нужна диагностика: возможно, потребуется ремонт или замена масла на подходящее по спецификациям.

Правильного выбора и профессионального применения!

На ту же тему
Новости
Рынок моторных масел: тенденции и прогнозы
Установите приложение Cstore на Ваш смартфон!
Команда LADA Sport ROSNEFT стала лучшей на 5-м этапе кольцевых гонок в Москве
Поздравляем с Днём работника нефтяной и газовой промышленности!
Обязательная маркировка моторных масел в 2025 году. Компания "Ойл-Форби" готова!
Блог
ExxonMobil объявляет результаты за второй квартал 2025 года
РЕЗУЛЬТАТЫ ПАО «НК «РОСНЕФТЬ» ЗА 1 полугодие 2025 Г. ПО МСФО
ExxonMobil - надёжный поставщик энергии для искусственного интеллекта
Глобальные тренды рынка смазочных материалов до 2030 года. Новый отчёт Mordor Intelligence
Российский рынок электронной торговли на фоне глобального рынка. Прошлое, настоящее и будущее. По итогам YandexEcomOpenAir
Про масло
Промывка двигателя при замене масла: нужна ли она?
Как заменить масло в двигателе: пошаговая инструкция
Расход моторного масла в двигателе: нормы, причины и решение проблемы
Как проверить уровень масла в двигателе
Редукторное масло: виды, классификация и как выбрать