Рынок моторных масел: тенденции и прогнозы


Мы продаём масло больше 30 лет, в том числе и в статусе дистрибьютора ExxonMobil. В прошлые времена наш поставщик обеспечивал значительную часть работы по обеспечению маркетинга бренда и сбытовой сети. Мы вместе боролись за долю бренда внутри своей ниши импортных высокотехнологичных материалов, были частью глобальной системы. Теперь всё по-другому.
Правила организации рынка смазочных материалов РФ больше не контролируются глобальным поставщиками, на первый план выходят российские производители, ВИНКи: Лукойл, Газпромнефть, Роснефть, которые стараются вытеснить из памяти потребителей наименования глобальных брендов. Идёт маркетинговая война за умы потребителей, прежде всего, частных автовладельцев. В закрытых кабинетах кипят страсти по захвату долей рынка, лучшие умы разрабатывают стратегии, переводят их в тактики. Наверное, они знают, что делают, но тщательно скрывают свои корпоративные секреты. Поэтому в публичном доступе находится очень малая часть информации, большая часть аналитики проводится крупными компаниями для внутреннего использования. Тем не менее, на основании нашего экспертного мнения, на основании доступных цифр, мы в состоянии провести некоторую аналитику рынка и предложить данные и нашу интерпретацию, которой и посвящена настоящая статья.
По очень грубой прикидке наша уважаемая тройка производителей контролирует от 50% до 70% рынка смазочных материалов, успешно вытесняя глобальные бренды с рынка РФ. Частные производители и независимые бренды, скорее всего, занимают оставшуюся долю — 30-50 %, включая импорт и продукцию с меньшими объёмами производства.
Мировой и российский рынки моторных масел продолжают демонстрировать устойчивое развитие, несмотря на структурные изменения в цепочках поставок сырья и полуфабрикатов. Рост популярности электромобилей пока не повлиял на изменение спроса на смазочные материалы. Электрички в нашей стране остаются дорогой игрушкой для богатых. В мире они также являются одной из составляющих моды на зелёную энергетику: снижение выбросов, борьба с вредными производствами энергии, использование возобновляемых источников энергии и т.д. Эпоха торжества гуманизма и либерализации социальных и экономических отношений сталкивается с серьёзным вызовом со стороны искусственного интеллекта, который влияет на все аспекты современной жизни: от технологических до социальных. Конец истории выглядит теперь совсем не так, как это предсказывал Фукуяма.
Глобальные тенденции
Согласно отчёту Research Nester, в 2025 году объём мирового рынка моторных масел оценивается примерно в USD 45,44 млрд. К 2035-му прогнозируется рост до USD 64,1 млрд, что соответствует среднегодовому темпу (CAGR) около 3,5%. Это связано с ростом автопарка, увеличением доли коммерческого транспорта и развитием сегмента премиальных масел. Глобальные производители товарного масла и поставщики присадок остаются держателями технологий производства высокотехнологичных синтетических продуктов.
Источник: researchnester.com
Российский рынок
По данным Mordor Intelligence, в 2024 году рынок моторных масел в России составил около 470,22 млн литров, а к 2026-му прогнозируется увеличение до 476,5 млн литров. Среднегодовой темп роста оценивается на уровне 0,67%. Рост доли рынка российских производителей сдерживается ограниченным доступом к международным технологиям и необходимости инвестирования в развитие собственных технологий, что требует большего количества времени, чем ожидалось.
Источник: mordorintelligence.com
В розничном сегменте для легковых и лёгких коммерческих автомобилей объём продаж составил ≈278 млн литров и около 196 млрд рублей в 2023 году.
Источник: aftermarket-data.ru
Категория моторных масел для легкового и коммерческого транспорта остаётся самой востребованной на рынке смазочных материалов. Следом идут гидравлические, редукторные, трансмиссионные масла, следом за которыми идут другие, узкопрофильные масла.
Смена структуры спроса
Аналитическая компания «Нильсен» отмечает, что более 50 % объёма продаж моторных масел в РФ приходится на синтетические масла, при этом в ТОП-5 производителей — компании, которые включают и вертикально интегрированные нефтекомпании (Лукойл, Газпром, Роснефть) и независимые бренды. myseldon.com
Отдельного внимания заслуживает рост популярности синтетических масел. По данным Autonews, в 2024 году россияне потратили на синтетические масла ~167 млрд рублей, что почти на 60% больше, чем в 2020-м (≈106 млрд рублей). Доля синтетики на рынке за это время выросла с 30% до порядка 50%.
Источник: autonews.ru
Качество базового масла и доступ к высокотехнологичным пакетам присадок - вот основные ограничители роста доли рынка российских производителей.
Выводы
Рынок моторных масел в России остаётся относительно стабильным по объёмам, но при этом меняется его структура: растёт спрос на синтетику и премиальные продукты. На глобальном уровне рынок также демонстрирует рост, что говорит о долгосрочной устойчивости отрасли.
Количество новых брендов возникающих на рынке РФ подтверждают привлекательность отрасли для инвестирования. Однако при кажущейся простоте бизнеса, на деле немногие выживают даже в течение нескольких лет периода новейшей истории страны. Поставщики со стажем, такие как Ойл-Форби, имеют своё преимущество, однако тоже должны перестраиваться для того, чтобы соответствовать изменению спроса и новым формам цифровой коммуникации с рынком. Торговый представитель с кнопочным телефоном и бумажным прайсом просто не успеет там, где внедрены цифровые технологии коммуникации. Сейчас скорость отклика на запрос рынка решает судьбу бизнеса. Наша консервативная В2В отрасль по поставкам смазочных материалов осознаёт стоящие перед ней задачи, но пока следует в фарватере технологий товаров массового спроса. Приспособить ИИ к технической поддержке по продукту - вот наша главная текущая задача.
Правильного выбора и профессионального применения!