Как выбрать масло для грузового автомобиля? Полное руководство для владельцев грузовиков


Основные факторы при выборе масла для грузового автомобиля
К коммерческой технике относят такие разнообразные категории транспортных средств как: магистральные тягачи, спецтехника, сельскохозяйственная техника, развозные фургоны, минивэны, "каблучки". А есть ещё и автобусы различного назначения: минивэны, городские, туристические. Всё это настолько разные автомобили насколько разные их условия эксплуатации. Поэтому, в настоящей статье попробуем сосредоточиться на особенностях масла для тягачей.
Почему важно правильно выбрать масло?
Грузовой автомобиль – это инструмент для выполнения работы по перемещению груза. Работоспособность инструмента зависит от безотказной работы его «сердца» – мотора. Для сердца нужна хорошая кровь – моторное масло.
Комфорт водителя является одним из условий для выполнения качественной работы. Эргономика рабочего места обычно определяется удобством положения тела водителя и лёгкостью исполнения производственных процедур.
Удобство водительского места, это не только кресло, органы управления и контроля, но и динамические характеристики транспортного средства, которые влияют на психологические напряжения. Например, недостаточная мощность мотора или его плохая приёмистость создают избыточные психологические нагрузки водителя на обгонах, повышают утомляемость и снижают эффективность его работы.
Правильная работа мотора – это не просто долгосрочная эффективная эксплуатация автомобиля, но зависимость качества жизни человека, который в нём находится.
И на всё это напрямую влияет моторное масло.
На что обратить внимание: основные параметры
Всего три группы факторов влияют на выбор моторного масла для грузовика: класс вязкости, допуск производителя техники, или международная спецификация масла и условия его эксплуатации.
Вязкость.
Масло является сложным углеводородным производным, имеющим определённую густоту (вязкость), которая зависит от температуры. Чем выше температура, тем более жидкое масло, чем меньше, тем оно гуще, вплоть до полного застывания. Вспомните сливочное масло на сковородке: на холодной поверхности это кусок, который превращается в жидкость по мере разогревания поверхности. То же и с моторным маслом.
Способность масла сохранять текучесть в холодное время года, удерживать защитную пленку и свои свойства на подвижных элементах при высоких температурах и определяется уровнем вязкости масла. От правильного выбора вязкости масла зависит степень защищенности деталей двигателя и вероятность их преждевременного износа, а также то, насколько легко будет запускаться двигатель при разных температурах.
Классификация по вязкости была введена обществом автомобильных инженеров в Америке (Society of Automotive Engineers). Классификация представлена в формате SAE xW-xх и применяется для определения степени вязкости масла как производителями двигателей, так производителями смазочных материалов. Сегодня SAE – это глобальное сообщество более, чем 128 000 инженеров из авиационной и автомобильной отраслей, миссия которых: «Развивать знания и создавать решения в области мобильности для пользы всего человечества».
Классификации (API, ACEA), допуски (OEM), соответствия допускам.
Масло является неотъемлемым элементом конструкции двигателя внутреннего сгорания, поэтому для того, чтобы связать производителя масла и автомобиля созданы специальные сообщества, которые определяют стандарты масел для определённых географических зон, в котором доминируют те, или иные стандарты техники.
API: American Petroleum Institute (американский институт нефти) определяет стандарты масла для американских производителей техники и регионов в зоне влияния. Миссия компании: обеспечение безопасности в мировой нефтяной промышленности, поддержка сильных позиций нефтяной и газовой промышленности США через влияние на публичную политику в мире.
ACEA: l’Association des Constructeurs Européens d’Automobiles (ассоциация европейских производителей автомобилей). Голос автомобильной промышленности, технологический лидер и скелет Европейской экономики. Члены ассоциации поддерживают движение в Европе, отвечают за транспортные решения по перемещению груза из пункта А в пункт В.
OEM (Original Equipment Manufacturer): так собирательно называются все автопроизводители, которые в дополнение к отраслевым стандартам выпускают свои собственные. Стандарты автопроизводителя в области масел называются допусками. Для получения допуска на масло его производитель предоставляет и оплачивает испытания своих масел в лабораториях автопроизводителя. В случае успеха, производитель масла указывает на этикетке своего продукта наименование допуска.
Соответствие допуску. На этикетке масла может быть указана фраза «Соответствует допуску…». Это означает, что производитель масла считает, что его продукт чему-то соответствует, но согласия автопроизводителя на это не получено.
Условия эксплуатации (зима/лето, климат, нагрузка).
Главными факторами, влияющими на износ двигателя, являются: деструкция масла, снижающая защиту двигателя, продукты образующиеся вследствие деградации масла, загрязняющие поверхности двигателя, продукты образующиеся при сгорании топлива загрязняющие поверхности и влияющие на износ масла. В зависимости от нагрузки на двигатель сочетание указанных факторов образует причудливую картину загрязнения и износа мотора.
Работа мотора на холостых или низких оборотах вследствие низкой скорости движения способствует образованию низкотемпературного шлама, если обороты двигателя и скорости высокие, на поверхностях образуется лак. Эти отложения затрудняют работу смазочного материала и приводят к усилению износа деталей. Моющие присадки в масле используются для очистки загрязнённых поверхностей. Но первой задачей масла является не допустить эти отложения: масло должно быть стойким к окислению и высокотемпературной деградации, а продукты деградации должны удерживаться во взвешенном состоянии, не допуская их оседания на поверхности.
Грузовой автомобиль – это шасси для специального оборудования или тягач для буксировки прицепов и полуприцепов.
Тягач для перемещения навесного оборудования или выполнения специальных задач, например строительная, карьерная и специальная техника работает в наиболее тяжёлых условиях эксплуатации. Здесь условия настолько по-разному влияют на эксплуатацию автомобиля, что описать их в данной статье не представляется возможным. Магистральный тягач, движущийся с постоянной высокой скоростью по ровным дорогам и карьерный самосвал, работающий при сильном морозе, на грязных, пыльных и крутых грунтовых дорогах находятся в тотально разных условиях эксплуатации, поэтому, требования к маслу также разные. Поэтому остановимся на усреднённом описании в применении к магистральному тягачу для транспортировки полуприцепов.
Магистральный тягач находится в самых комфортных условиях эксплуатации. Он движется по загородным шоссе с заданной стабильной скоростью с минимальными (по сравнению с городским циклом) режимами «старт-стоп», «пуск-останов». Режимы, на которых происходит наибольший износ деталей ДВС для магистрального тягача менее задействованы. Наиболее комфортный режим работы двигателя – это стабильные средние обороты, их плавное нарастание и плавное снижение, равномерная температура двигателя без перегревов, чистый воздух в достаточном объёме для обдува и охлаждения радиатора и образования рабочей смеси. Требования по температурной стойкости масла здесь ниже.

Здесь производителем техники может допускаться применение минеральных и полусинтетических масел.
При перемещении очень тяжёлых грузов, двигатель работает под постоянной высокой нагрузкой и при высокой температуре для создания высокого крутящего момента на ведущих колёсах. Высокооборотистый мощный дизель с наддувом и высокой степенью сжатия использует большее удельное количество топлива, следовательно создаёт больше отходов – повышенное количество сажи. Сажа – главный загрязняющий элемент двигателя. Моющие присадки в масле снижают загрязнения двигателя, с другой стороны, они сами создают загрязнения, при сгорании образуя несгораемый остаток, сульфатную золу, которая также загрязняет выхлопную систему. Дисперсанты, детергенты, противоизносные, ингибиторы коррозии – все эти присадки особенно важны для тяжелонагруженных моторов, и все они образуют золу, для снижения которой сделаны низкозольные масла: Lоw SAPS (Sulphated Ash, Phosphorus and Sulphur, сульфатная зола, фосфор и сера). Для современных автомобилей, оснащённых системами очистки выхлопной системы, рекомендуется использование малозольных масел.
Запылённый воздух карьеров и строек, высокие обороты ДВС при низкой скорости автомобиля на горных и грунтовых дорогах, экстремально низкая температура в местах добычи полезных ископаемых, отбор мощности для навесного оборудования и климатической системы, недостаток чистого воздуха для охлаждения и питания ДВС – вот факторы, усиливающие износ техники и масла.

Экстремальные морозы Якутии и Средних районов Магаданской области, где зимние морозы доходят до -50-600C главной проблемой является пуск двигателя на морозе.
Здесь лучшим выбором будет только качественное синтетическое масло.

Виды масел для грузовых автомобилей
Отметим два главных разделения моторных масел: по типу базового моторного масла (минеральное, полусинтетика, синтетика), по содержанию золы (полнозольное, малозольное).
Моторные масла: минеральное, полусинтетика, синтетика
Моторное масло – это смесь базового моторного масла (основа) и присадок, обеспечивающих свойства конечного продукта. Всего определяют 5 групп базовых масел.
Минеральные базовые масла первой и второй группы являются продуктами переработки нефти. Здесь происходит перегонка нефти и очистка получившегося продукта.
К третьей группе относятся гидрокрекинговые масла, которые также являются продуктами переработки нефти, но масло дополнительно обрабатывается для разрыва длинных углеводородных цепочек и насыщения получившихся цепочек молекулами водорода. Такое масло уже относится к синтетическому, что обозначает наличие синтеза (получение химических соединений из составных частей путём химической реакции).
Четвёртая группа на основе полиальфаолефинов (ПАО) является истинно синтетической т.к. полностью и заново синтезирована из другого исходного сырья, не из нефти.
Пятая группа масел на основе эстеров является самой дорогой и наиболее качественной из всех перечисленных.
Товарное масло на основе минерального базового масла является минеральным.
Полусинтетическое – это смесь базовых минерального и синтетического масла. Причём, несмотря на название «полу», пропорция масел далека от 50/50.
Синтетическое масло сделано на преимущественно синтетической основе. Минеральное масло здесь также может присутствовать, т.к. оно является необходимым компонентом для растворения присадок.
В сегменте синтетических моторных масел включается дополнительная систематизация по принципу «премиальности». Как видно из объяснения выше синтетические базовые масла бывают трёх видов, которые сильно отличаются по свойствам и качеству. Синтетика на основе масел третьей группы уступает по качеству маслам на основе четвёртой и пятой групп.
Полнозольные, малозольные масла
Полнозольные масла содержат присадки, защищающие и очищающие двигатель: противоизносные, десперсанты, детергенты, антикоррозионные. Соли калия, цинка, магния, бария, натрия и других элементов, содержащиеся в присадках при сгорании, образуют золу (SAPS). Зола повреждает и выводит из строя такие элементы двигателя, как: сам ДВС, компрессоры, турбины, гидравлические системы, выхлопные системы.
Низкозольные масла компенсируют недостатки полнозольных благодаря снижению количества зольных присадок, замены их на более дорогие беззольные и использованию более качественных базовых масел.
Трансмиссионные масла для грузовиков
Трансмиссия – это набор механизмов, передающих крутящий момент коленвала на ведущие колёса. Ключевыми элементами трансмиссии, требующей смазывание: механизм сцепления, коробка переключения передач (автоматическая или механическая), механизм сцепления, раздаточная коробка, карданная передача, главная передача, колёсные шарниры (ШРУС), подшипники ступицы. Во всех случаях работают разные механизмы, требующие своих технологических жидкостей: трансмиссионное масло, жидкость для автоматической трансмиссии, пластичная смазка.
Жидкость для автоматической трансмиссии относится к категории смазочных материалов для АКПП. АКПП подразделяются на 3 типа: гидромеханическая, роботизированная, вариатор. В грузовиках преимущественно используются гидромеханическая (гидротрансформатор в сочетании с редуктором). Специфика этого механизма в том, что смазывающая жидкость должна выполнять четыре функции: 1) рабочее тело для передачи крутящего момента с двигателя на редуктор; 2) рабочая жидкость для привода механизмов переключения в коробке; 3) смазывающая шестерни и подшипники редуктора жидкость; 4) охлаждающая жидкость.
Каталог жидкости для автоматических трансмиссий
Функция трансмиссионного масла более простая – смазывание шестерней и подшипников редуктора.
Пластичные смазки
Пластичные смазки являются лучшим решением для смазывания узла, из которого масло может вытекать. Благодаря наличию загустителя, который как губка впитывает в себя масло удерживая его, смазка хорошо держится в узлах, где применение масла невозможно. Преимущества смазки: остаётся в узле, не вытекая из него, легко закладывается в узел, уплотняет, защищает от влаги и грязи; смазывает 80% всех подшипников. Для лучшего ориентирования в ассортименте, маркетинга продукта производитель окрашивает смазки выбранные цвета. Выбор подходящей смазки по цвету является ошибочным.
Гидравлические масла для спецтехники
Используются, как правило, для привода механизмов навесного оборудования. Здесь они используются в качестве рабочего тело в гидроцилиндрах. Масла высокого индекса вязкости HVLP характерны наименьшим изменением вязкости при эксплуатации, поэтому они используются как всесезонные. Масла HLP имеют меньший индекс вязкости и более высокую температуру застывания, их вязкость больше зависит от окружающей температуры, используются сезонно или в помещениях (например, для погрузчиков). Вязкость регламентируется по методике ISO (в отличие от SAE для моторных масел), наиболее популярные классы вязкости: 32 и 46. По аналогии с моторными выбор масла осуществляется в соответствии с рекомендациями производителя техники.
Требования к моторному маслу для грузовиков
Грузовик – это средство производства, как правило, дорогой тягач берётся в лизинг, таким образом снижение затрат на эксплуатацию является здесь одним из важнейших требований. Стоимость расходных материалов здесь отслеживается и оптимизируется. К расходным материалам относится также и моторное масло.
Основные требование: 1) сохранение низких затрат на эксплуатацию благодаря идеальному соотношению качество-стоимость; 2) сокращение простоев на ТО и ремонт вследствие поломок из-за некачественного масла или сокращения межсервисного интервала; 3) продление ресурса механизма для сохранения высокой остаточной стоимости для последующей реализации. На все эти аспекты влияет моторное масло.

Особенности работы высоконагруженных дизельных двигателей
Грузовой дизель имеет большой объём масляной системы (40-50 литров), что позволяет снизить темп износа масла и выбирать из рекомендованных более простое минеральное или полусинтетическое масло.
Для магистральных грузовиков характерны большие межсервисные пробеги (до 100 тыс. км в Европе и 50-60 тыс. в РФ), ресурс более 1 млн км до кап.ремонта – это близкий к стандарту показатель. Таким образом, чтобы не беспокоиться в длинной дороге надо выбирать масло, которому доверяешь.
Главными агрессивными факторами для двигателя и окружающей среды при эксплуатации грузового дизеля являются сажа, сера и оксид азота, как производные сгорающего дизельного топлива и шлам как производные износа масла.
Сажа – основной загрязняющий элемент в дизельном топливе. Диспергирующие присадки в масле используются для того, чтобы удерживать частицы сажи во взвешенном состоянии, не допуская их оседания на рабочих поверхностях ДВС (не образовывали низкотемпературный шлам).
Моющие присадки для устранения частиц сажи, осевших на поверхностях. Главным недостатком моющих присадок является содержание золы, поэтому использование низкозольных масел здесь становится всё более актуальным.
Сера, содержащаяся в топливе, при сгорании преобразуется в оксид, который, в свою очередь, при взаимодействии с водой образует серную кислоту, самую активную из всех кислот. Присадки - ингибиторы коррозии здесь составляют третий важный тип добавок для обеспечения долговременной работы ДВС.
Оксид азота – следующий вредный элемент выхлопа дизеля, гораздо более вредный, чем оксид углерода, который образуется при сгорании бензина. Этот элемент больше важен для экологии и человека. Поэтому в современных дизелях наивысших стандартов используется мочевина для нейтрализации NOX.

Как вязкость и спецификации влияют на работу двигателя?
Для понимания этих аспектов необходимо представлять конструкцию ДВС и разноплановость задач по смазыванию. Узкие каналы, через которые масло подаётся на коренные и шатунные подшипники требует хорошей текучести. Уплотнение зазора между поршнем и цилиндром требует толстой плёнки, которая создаётся повышением вязкости. Удержание масла на стенках цилиндра после глушения двигателя требует определённой тиксотропности, которая позволяет сочетать несочетаемое: текучесть во время течения, вязкость в покое. Добавим сюда температурные режимы: от консистенции сиропа при пуске на холоде, до консистенции воды при нагреве мотора под нагрузкой. И на всех этапах масло должно эффективно бороться за сохранность двигателя!
Масло – это чудо эволюции инженерной мысли, которую создал тандем автопроизводителя и производителя масла в целях продлить ресурс и эффективность работы механизма. Лучше всего следовать предлагаемому простому пути, придуманному специалистами, выбирать масло по предлагаемой маркировке в следующей последовательности.
1. Допуск автопроизводителя является первичным в рекомендациях по выбору масла.
2. Международные классификации помогают ориентироваться в отсутствие доступных продуктов с допуском производителя техники.
3. Выбор класса вязкости из рекомендуемых производителем техники зависит от региона эксплуатации и целей владельца: температура окружающей среды, энергосбережение, поддержание работы изношенного механизма.
Подробнее расскажем дальше.
Что означает маркировка на упаковке моторного масла?
Каждая этикетка масла, будь то канистра или бочка содержит ключевую информацию о продукте: Бренд, код партии, наименование продукта, наименование допуска и/или наименование классификации, класс вязкости, место производства. Как уже было сказано ранее, допуск классификация и вязкость масла указанные в руководстве по эксплуатации являются основными при выборе продукта. Итак, прочитали руководство по эксплуатации техники, определили показатели, теперь необходимо сверить данные с этикеткой/карточкой товара.
Как читать рекомендации производителя грузовика?
Каждый автопроизводитель имеет свой набор технической документации и рекомендации по послепродажному обслуживанию техники, т.к. успешная эксплуатация техники подразумевает удовлетворённость клиента, который вернётся снова за покупкой техники при замене изношенной. Для того, чтобы быть в курсе новейших изменений в технической политике необходимо поддерживать связь с производителем через его ресурс, где публикуется вся информация направленная на эффективную эксплуатацию техники. На примере портала Mercedes-Benz Trucks рассмотрим основные разделы ресурса, регламентирующего использование моторного масла, охлаждающей жидкости, трансмиссионного масла, мочевины, редуктора главной передачи.

Жмём на кнопку Engine Oil и попадаем в раздел посвящённый моторному маслу.

"Моторное масло является важной рабочей жидкостью для долгосрочного успешного функционирования двигателя. Только масла с допуском "DTFR хххххх" рекомендуются для использования в грузовиках Mercedes-Benz. Наименование допуска содержится в руководстве по эксплуатации автомобиля... Рекомендации по выбору вязкости содержатся в спецификации DTFR 15A110. Полный перечень одобренных продуктов содержится в спецификации DTFR 15A100". Здесь необходимо отметить, что новый стандарт в формате "DTFR хххххх" пришёл на смену старому формату из пяти цифр с точкой. Например, "DTFR 15В120" заменил 228.5. Таблица соответствий здесь.

Открываем стандарт DTFR 15B110 датированный 27.01.2025 г. Видим перечень масел различных производителей для данного допуска. Первым идёт собственное масло Mercedes-Benz, далее продукты различных производителей масла в алфавитном порядке.

API и ACEA: основные обозначения и их расшифровка
ACEA Е-классификация задаёт стандарты для тяжелонагруженных дизелей.
Е4 для двигателей экологических стандартов Euro I – Euro V, работающих в тяжёлых условиях, включая увеличенные интервалы замены масла. Для двигателей без сажевых фильтров, некоторых двигателей с EGR (система рециркуляции отработанных газов) и CSR (селективный каталитический нейтрализатор).
Е6 для двигателей экологических стандартов Euro I – Euro VI, работающих в тяжёлых условиях с увеличенным интервалом замены, подходит для двигателей с EGR и CSR. Рекомендован для двигателей, оснащенных сажевыми фильтрами, работающих на топливе с пониженным содержанием серы.
Е7 стандарт масла с отличной защитой от износа для двигателей нового поколения стандарта Euro I – Euro V. Для двигателей без сажевых фильтров и большинства двигателей, оснащенных EGR и CSR.
E8 с 2022 года заменяет категорию ACEA E6. Масла стандарта ACEA E8 производятся по технологии Low SAPS, т.е относятся к малозольным маслам UHPD (Ultra High Performance Diesel) для грузовых автомобилей с HTHS≥ 3,5 мПа•с. Новая спецификация направлена, прежде всего, на снижение вредных выбросов и повышение топливного КПД. АСЕА Е11 с 2022 года заменяет категорию ACEA E9.
Е9 стандарт масла с отличной защитой от износа дизельных двигателей нового поколения стандарта Euro I – Euro VI. Для двигателей c сажевыми фильтрами, работающими на топливе с пониженным содержанием серы.
E11 относятся к среднезольным моторным маслам SHPD (Super High Performance Diesel) для грузовых автомобилей с высоким HTHS ≥ 3,5 мПа·с. Стандарт ACEA E11 описывает стабильное масло, обеспечивающее эффективный контроль чистоты поршня и полировки канала цилиндров. АСЕА Е11 с 2022 года заменяет категорию ACEA E9.
API С определяет стандарты масла для коммерческих автомобилей с дизельным двигателем. Следующая после С буква определяет стандарт по возрастанию качества.
API CF, CG устарели, не используются.
API CH-4 Стандарт введён в 1998. Для высокоскоростных четырёхтактных двигателей отвечающим требованиям по эмиссии выхлопных газов 1998 года. Для двигателей, использующих топливо с весовым содержанием серы до 0.5%. Заменяет стандарты CD, CE, CF-4 и CG-4.
CI-4 Введён в 2002. Для высокоскоростных четырёхтактных двигателей отвечающим требованиям по эмиссии выхлопных газов 2004 года, введённых в 2002. Масла по стандарту CI-4 призваны повысить срок службы двигателя, оснащённого EGR использующего топливо с содержанием серы до 0.5%. Стандарт может заменять CD, CE, CF-4, CG-4 и CH-4. Некоторые масла категории CI-4 могут классифицироваться как CI-4 PLUS.
CI-4 Plus Стандарт для дизельных ДВС с более жесткими требованиями по уровню сажи.
CJ-4 Действует для дизелей 2010 модельного года для стандартов эмиссии для скоростных магистралей и стандарта для внедорожного транспорта Tier 4, а также заменяет стандарты для двигателей предыдущих годов. Для дизелей использующих топливо с содержанием серы до 500 ppm (0.05% по весу). Использование топлива с одержанием серы более 15 ppm (0.0015% по весу) могут влиять на работоспособность систем по очистке выхлопов и/или на межсервисный интервал, в таких случаях рекомендуется консультация производителя. Рекомендуется для грузовиков с сажевыми фильтрами.
CK-4 Превосходит все предыдущие стандарты, является самым свежим из действующих стандартов масла. Рекомендуется для двигателей с сажевыми фильтрами, обеспечивает наилучшую защиту масла от окисления, потери вязкости при нагрузке на сдвиге, а также защищает катализаторы и препятствует засорению сажевого фильтра. Снижает износ двигателя и отложения на поршнях, является более устойчивым к низко и высокотемпературной деградации масла, противостоит загущению масла в связи с загрязнением сажей. При использовании топлива с содержанием серы выше, чем 15 ppm рекомендуется всегда сверяться с сервисной инструкцией и рекомендациями производителя техники.
FA-4 предназначен для дизельных моторных масел вязкости SAE xW-30 и HTHS от 2,9 до 3,2 сП. Такие масла разработаны специально для использования в высокоскоростных четырехцилиндровых двигателях, имеют хорошую совместимость с каталитическими нейтрализаторами, сажевыми фильтрами. Допустимое содержание серы в топливе не более 15 ppm. Стандарт не является обратно совместимым с предыдущими спецификациями.
Какое масло заливать в грузовик летом и зимой?
Существующие разработки в области производства масел, в том числе синтетических, позволяют получать качественное всесезонное масло, поэтому понятие «сезонности» ушло в прошлое. Изобретение синтетического базового масла позволило справиться с главным недостатком минеральной основы – содержанием парафина и слишком длинными углеводородными цепочками, которые мешали маслу сохранять свою текучесть при низкой температуре. Компания ExxonMobil первая в мире создала синтетическое моторное масло и представила на рынок всесезонное масло более 40 лет назад. С тех пор технологии стали более доступными и всесезонное синтетическое масло есть в ассортименте даже маленьких производителей.
Влияние температуры на вязкость масла

Окружающая температура напрямую влияет на выбор вязкости масла, т.к. главной задачей масла в этом контексте является защита двигателя при холодном пуске. Т.е. остывший за ночь двигатель утром необходимо запустить. За время ночной стоянки двигатель и масло остыли до температуры окружающей среды: чем ниже температура, тем гуще масло. При пуске двигателя масло быстро должно поступить на смазываемые участки. На доли секунды на этих участках остаётся только остаточная плёнка масла, которая и обеспечивает защиту при пуске. Далее на эти участки как можно скорее должна поступить свежая порция масла. Текучесть масла и скорость его доставки к смазываемому участку определяется его вязкостью.
Как подобрать масло под климатические условия?
Температура окружающей среды влияет на выбор вязкости согласно стандарту SAE J300. Зависимость описана в таблице, приведённой на картинке ниже.
Масло для грузовиков по возрасту и состоянию техники
Новые машины до 5 лет
Учитывая быстрое развитие экологического стандарта в сегменте регулировки выбросов коммерческого транспорта, для новых машин, как правило, рекомендуются малозольные, маловязкие, синтетические масла класса вязкости 5W-30 или 10W-30. Свежий грузовик, как правило, в лизинге и на гарантии, должен должен отходить свой километраж, окупить затраты согласно финансовой модели. Простои на ремонт здесь недопустимы, ибо сбивают рентабельность всего бизнеса.
Машины старше 5 лет
Здесь применимы рекомендации приведённые для новых машин, если пробег небольшой и условия эксплуатации комфортные. Если же эксплуатация была жёсткой, или автомобиль поменял своего владельца выработав положенные для него задачи, новому владельцу стоит провести диагностику мотора для понимания его состояния, износа, загрязнённости. По итогам делать свой осознанный выбор. Уровень компрессии в цилиндрах, устойчивость работы на холостых оборотах, повышенная дымность выхлопа, снижение мощности и тяги, трудности запуска, троит и стучит - вот некоторые признаки проблем с мотором. Конечно, не все из них можно исправить заменой масла, но использование качественного масла и своевременная его замена позволит предотвратить наступление старости и преждевременной утилизации.
Грузовики старше 10 лет: что учесть?
Старые машины возрастом более 10 лет, если они не имеют систем снижения токсичности выхлопа, могут использовать полнозольные масла. Также полнозольные масла эффективнее очищают двигатель от нагара. Для изношенных двигателей с увеличенными зазорами в цилиндро-поршневой группе есть смысл переходить на более вязкие масла 5W-40 10W-40, 15W-40 – для лучшего уплотнения в ЦПГ.
ТОП-10 лучших марок масла для грузовиков
Выбирая наименование масла в первую очередь необходимо представлять ассортиментный ряд данного бренда и его сегментацию по качеству. Учитывая волатильность поставок масла и сырья для его производства из-за рубежа, точная оценка статистических данных невозможна. Приведённый ниже список отражает экспертное мнение автора данной статьи.
- Первая тройка брендов от глобальных производителей: Mobil Delvac, Shell Rimula, Castrol CRB, Vection.
- Первая тройка производителей из РФ (вертикально интегрированные нефтяные компании): Лукойл Авангард, Газпромнефть-СМ, Rosneft Revolux.
- Другие: Rolf Krafton и Sintec (Sintec Group), Total Rubia, Hyundai Xteer и другие.
Советы по замене масла и уходу за двигателем
Как часто менять масло в грузовике?
В первую очередь, всегда необходимо сверяться с руководством по эксплуатации, где указаны межсервисные интервалы. Из практики известно, что они находятся в очень широком диапазоне от 15 до 60 и более тысяч км.
В зависимости от условий эксплуатации и качества используемого масла пользователь может по своему усмотрению снижать интервал для предотвращения снижения тяги мотора и поломок двигателя.
На практике замены масла в Европе с её качественными дорогами, топливом и маслом показатель межсервисного пробега доходит до 100 тыс.км. Лучшие практики РФ показывают межсервисный пробег не менее 60 тысяч км.
Важность фильтров и качественных материалов
Рабочие характеристики масла постепенно ухудшаются во время эксплуатации двигателя, происходит термическая и механическая деструкция масла с образованием частиц. Масляный фильтр задерживает основной объём частиц и шлама, которые накапливаются в масле при эксплуатации мотора. Масляный насос прокачивает масло по системе, в которую встроен масляный фильтр. Со временем фильтр изнашивается и засоряется, препятствует циркуляции масла и перестаёт его очищать. Поэтому, фильтр, как и масло, относится к расходным материалам и требует регулярной замены. Замену фильтра производят вместе с заменой масла. Во время эксплуатации очень важно регулярно проверять уровень масла и доливать его при падении уровня. Фильтр – это копеечная запчасть по сравнению со стоимостью масла и двигателя, поиски выгоды за счёт экономии на фильтре со сниженным качеством могут привести к поломке мотора. При выборе фильтра используйте только дорогие предложения, так вы уверенно сохраните работоспособность масла до следующей замены.
Заключение: как выбрать лучшее масло для вашего грузовика?
Лучшее масло – это то, которому вы доверяете. Доверие возникает в результате положительного опыта эксплуатации, осознанности и пониманию оцениваемых аспектов. Свои критерии выбора в ходе эксплуатации необходимо периодически обновлять с помощью авторитетных источников, ибо масло - это всего лишь небольшой но важный аспект в жизни техники. Наша статья посвящена осознанию важных аспектов эксплуатации и характеристик моторного масла. Для завершения вашего выбора предлагаем воспользоваться навигацией сайта «Ойл-Форби».
Для выбора масла на сайте «Ойл-Форби» используйте раздел «Подбор масла по допускам» или сразу перейдите в каталог.
Для ориентирования в товарном каталоге сайта необходимо определить следующие параметры масла в руководстве по эксплуатации техники.
- Периодичность смены масла.
- Допуск автопроизводителя.
- Классификацию масла по API, ACEA.
- Рекомендуемый класс вязкости по SAE J300, сопоставить со своими условиями эксплуатации. Выбрать свой класс вязкости.
- Зайти на сайт Ойл-Форби,
выбрать раздел каталога «Моторные масла для коммерческой техники»
или воспользоваться разделом раздел «Подбор масла по допускам» - Отфильтровать данные по допуску, вязкости, бренду, фасовке.
- Зайти в карточку товара, прочитать характеристики, положить товар в корзину.
- Авторизоваться на сайте, чтобы получить свой уровень скидок.
- Оформить заказ следуя интуитивно понятному интерфейсу сайта.
Остались вопросы, пишите нам: cstore.ru@cstore.ru И мы обязательно поможем!
Благодарю Романа Афиногенова, сотрудника отдела продаж по направлению "Коммерческий транспорт" за неоценимую помощь в написании данной статьи. Рекомендую Романа в качестве специалиста высшего уровня по подбору масла для коммерческого транспорта!
Правильного выбора и профессионального применения!